Проект "Дефектологи для Центров поддержки приемных семей в Ленинградской и Московской области"
Федор
Возраст: 8 лет
Отказник с рождения
Текущий сбор: Оплата работы логопедов-дефектологов в Ленинградской и Московской областях
Мальчику Феде уже 8 лет, но это только на бумаге. Ни физически, ни интеллектуально ему 8 лет никак не дашь.
Федя родился недоношенным, мама проходила чуть больше половины беременности. При рождении мальчик весил 500 грамм, и врачи сразу вынесли вердикт: «Не жилец!». Не все готовы к таким ситуациям, вот и мама Феди не нашла в себе сил на борьбу. И только что родившийся Федя остался один.
Но птица счастья и удачи все-таки махнула крылом над Фединой головой: его фотографию в базе данных увидела Лариса, мама двух прекрасных приемных дочек. Оказалось, Ларисе совершенно наплевать на диагнозы и на прогнозы врачей, и Федя оказался дома.
Так начался для мамы и сына непростой путь к обычной жизни: многочисленные операции, процедуры, лекарства... Много-много маленьких шажков просто для того чтобы выжить. И Федя выжил! Хотя, конечно, проблемы у мальчика пока есть.
Сейчас Федя чисто выговаривает звуки, но не умеет обращаться со словами, не понимает, как изменять их по падежам или склонениям, плохо составляет словосочетания. А еще путает право и лево, верх и низ – да и как тут разберешься, когда жизнь постоянно выписыват такие петли! А еще Федя часто натыкается на мебель даже дома (специалисты называют такие проблемы с координацией движения нарушением сенсорного восприятия).
И хотя Федя уже мог бы быть школьником, но в этом сентябре в первый класс он не пошел. Мама и специалисты считают, что рановато. Поэтому Федя второй год подряд ходит в детский садик, в подготовительную группу, но даже в таком щадящем режиме мальчику сложно: ему трудно на занятиях по подготовке к школе, он быстро устает и начинает кричать, шуметь, мешать всем остальным.
И, конечно, всем окружающим с мальчиком тоже трудно. И воспитатели, и администрация детского сада сделали много, чтобы Федю перевели в коррекционную группу, но мама Лариса твердо стоит на своем: да, ребенок непростой, но это не значит, что у него умственная отсталость, и он точно должен ходить в обычную группу и тянуться за обычными детьми. И есть и специалисты, и проверенные методики, которые Феде помогут.
Мы знаем сотни таких историй. Более того, мы знаем, что множество из них заканчивается действительно хорошо. Только наступает это «хорошо» после длительных занятий со специально обученным врачом-педагогом – дефектологом. Дефектолог – это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом или психическом развитии. Сначала проводится специальная диагностика, которая позволяет очень точно и тонко дифференцировать отклонения, ведь, например, неустойчивое внимание и языковая ненаблюдательность корректируются совсем по-разному, а проявляются часто почти одинаково.
И после диагностики начинается долгая и кропотливая работа, во время которой специалист примерно два раза в неделю занимается с ребенком лично, а в остальные дни родители выполняют рекомендованные задания. Это действительно долгий путь, и он требует не только усилий от ребенка. И, конечно, это совсем не то же самое, что пропить курс таблеток или проколоть уколы: в дефектологическую реабилитацию вовлечены и специалисты, и родители, и сам пациент. Но других вариантов, увы, нет: либо долго, медленно и трудно, либо никак.
Степе 11 лет, и он уже несколько лет живет в семье Ольги и Петра, у мальчика четверо младших братьев и сестер. И хотя Степа – прекрасный старший брат, он с удовольствием играет с малышами и помогает маме по хозяйству, но вот с учебой дела идут совсем плохо.
Сначала Ольга думала, что у мальчика проблемы со зрением: когда Степа садится за уроки, он как будто не видит слова, не может писать и связно говорить. На самые простые упражнения требуется столько времени и сил, что сделать все уроки Степа просто не успевает, он очень устает от чтения и письма. Показались окулисту – со зрением полный порядок.
Тогда Ольга совсем испугалась, подумав, что у ребенка серьезная степень умственной отсталости. Но и это, к счастью, не подтвердилось.
Так бы и ходили Степа с мамой от одного врача к другому, если бы не дефектолог: после углубленной диагностики у мальчика выявили несформированность словесно-логического мышления, которая корректируется при помощи специальной методики.
Правда, начинать нужно срочно, ведь время идет – и оно сейчас совсем не союзник для Степы. Проблему надо решить, пока не началась средняя школа с другими нагрузками и серьезными темами. Иначе потом наверстать упущенное уже будет практически невозможно.
К сожалению, у детей, выросших в детском доме, проблемы, аналогичные Степиным и Фединым, совсем не редкость. У большинства из них специалисты диагностируют различные речевые нарушения, дисграфию (стойкие, типичные и повторяющиеся ошибки в письме, избавиться от которых ребенок обычными грамматическими занятиями не может), отставание в психо-речевом развитии, общую педагогическую запущенность.
Парадокс в том, что когда ребенок попадает в семью и начинает учиться в обычной школе с домашними, нормально развитыми детьми, ситуация поначалу только усугубляется. Для школы приемный ребенок – дополнительная, никому не нужная проблема и минус в статистике. А для родителей одноклассников – «детдомовец с плохой генетикой». И вот налицо уже комплекс «белой вороны», скачок неуверенности в себе, откуда и до агрессии два шага.
К счастью, очень серьезную часть таких проблем – запутанных, сложных, вытягивающих силы из ребенка и приемных родителей – можно и нужно решать. И лучший и самый первый помощник в этом – как раз дефектолог. Именно такой специалист занимается развитием у ребенка психических функций: памяти, логики, внимания, мышления; общим развитием речи, исправлением недостатков звукопроизношения, а так же работает с неврологией, психопатией, патологиями органов слуха и т.д. Дефектологические методики, при их выдимой простоте, тем не менее очень эффективно помогают ребенку преодолеть речевые проблемы, расширить лексикон, научиться выражать свои мысли и эмоции связно и понятно для окружающих. После достаточно длительного (продолжительностью в несколько месяцев) курса, во время которого одни упражнения сменяют другие, можно сдвинуть с мертвой точки дефицит внимания, существенно улучшить память и слуховое и зрительное восприятие. И, конечно, дефектолог всегда работает с самыми разными проблемами произношения. В результате пропасть в развитии, разделяющая домашних детей, выросших в любви и заботе, и тех, кому повезло значительно меньше, сокращается. И вчерашний неуправляемый, шумный, неусидчивый и досаждающий всем ребенок превращается в совершенно обычного мальчика или девочку.
Современная школа – это всегда испытание, для любой семьи и любого ребенка. Но это, конечно же, и путевка в будущее, и от того, насколько гладко у ребенка сложится обучение, очень часто зависит, кем он сможет стать в будущем. Для наших подопечных это верно вдвойне, ведь в начале жизни наши дети прошли такие испытания, которые и взрослому не всегда под силу. И поэтому им нужна помощь – очень простая, но от этого не менее важная.
Наши Центры поддержки приемных семей в Ленинградской и Московской области сотрудничают с логопедами-дефектологами на постоянной основе. Чтобы 20 детей, подопечных наших Центров в возрасте от 7 до 10 лет, прошли столь необходимые им курсы лечения длиной в три месяца, нам нужно собрать 225 000 рублей (стоимость занятий для одного ребенка составляет в месяц 3 000 рублей в Ленинградской области и 4 500 рублей – в Московской).