Приблизить лучшие времена.

Приблизить лучшие времена.
03.10.2016

Каждый день мысль о прогулке с детьми, двухлетним Сережей и четырехлетней Настей, вызывала у Иры приступ паники. Она по сто раз проверяла, как они одеты, поправляла шапочки и шарфики, смотрела, какие они взяли игрушки. В конце концов дети начинали капризничать, Ира раздражалась, кричала и обещала всех наказать. Она понимала, что так нельзя, что у нее не хватает терпения, но поделать ничего не могла: ей казалось, что на детской площадке все будут смотреть на ее детей и говорить, что они недоразвитые.

Дети появились у Иры совсем недавно, всего месяц назад. И Ира, и ее муж Саша мечтали о детях всю жизнь, но родить не получалось. В конце концов они решились на усыновление, прошли хорошую Школу приемных родителей и довольно скоро в далеком детском доме нашли сразу и мальчика, и девочку. Казалось бы, вот оно, счастье, сбылась мечта – но вот радости-то Ира не чувствовала. Дети все время болели, требовали постоянного внимания, и Ира, конечно, уставала. Но главное, она не чувствовала той всепоглощающей любви, которая, как она раньше думала, должна переполнять ее. Ира ощущала себя никчемной матерью и только чувство долга не позволяло ей немедленно вернуть детей назад.

В отчаянии Ира обратилась к ведущим той Школы приемных родителей, где они с Сашей учились, и их пригласили на индивидуальную семейную консультацию. Уже с первой консультации Ира вышла в совершенно другом состоянии, а после второй консультации окончательно успокоилась, и вскоре жизнь семьи вошла в нормальное русло. Нет, у психологов, проводивших консультацию, не было волшебной палочки и никаких чудесных изменений в характерах детей не произошло. Изменилось понимание ситуации у взрослых.

Во-первых, оказалось, что Настя и Сережа развиты именно так, как и полагается детям их возраста. Более того, психолог обратила внимание родителей, что дети уже привязаны к ним: они стесняются незнакомых взрослых и прячутся за спины Иры и Саши. А во-вторых, психологи внимательно выслушали Иру и Сашу, а затем рассказали им о том, как формируется эмоциональная близость, как «тренировать» себя, чтобы видеть в детях милые и хорошие черты. Двух консультаций хватило, чтобы наладить жизнь семьи, и, хотя уставать Ира меньше не стала, мысли о том, чтобы расстаться с детьми, ее больше не посещали.

Случай с Ирой – отнюдь не редкость и не исключение из правил. В семью пришли «чужие», рожденные другой женщиной дети – и у взрослых не было тех девяти месяцев, которые дает природа, чтобы подготовиться к появлению младенца. Но Ире и Саше еще повезло: их дети провели в детдоме очень мало времени, так что их психика почти не пострадала. Значительно более серьезные проблемы возникают тогда, когда ребенок, потерявший семью, долгое время живет в сиротском учреждении. В этом случае «особенности поведения» могут оказаться не по силам даже хорошо подготовленному взрослому. И без помощи специалиста ситуация может закончиться катастрофой: распадом семьи или возвратом ребенка в детдом.

На грани такой катастрофы оказалась молодая семья Светы и Валеры. Еще зимой они и не думали о приемных детях, а в мае в квартире появился 16-летний Ваня. Мальчик много лет жил в областном детдоме, куда 25-летняя Света приходила как волонтер. Детдом решили расформировать, и Ваню практически в принудительном порядке направляли в колледж в отдаленной деревне. Ваня был в отчаянии, и Света не выдержала, пожалела парня: ведь в 16 лет он только выглядел взрослым, а на самом деле был еще совершенно ребенком.

В опеке Свету отговаривали от сложного подростка, но она вспоминала, как он рыдал у нее на плече, и стояла на своем. Увы, специалисты оказались правы: попав в семью, Ваня быстро освоился и, как многие подростки, начал грубить, прогуливать школу и замыкаться в себе. Валера рвался поговорить с парнем «по-мужски», Света разрывалась меж двух огней и чувствовала, что она не только не помогла ребенку, но и свою семью почти уже разрушила.

Друзья-волонтеры посоветовали обратиться к специалистам, и Света записалась на семейную консультацию. Конечно, Ваня наотрез отказался разговаривать психологами, так что на встречу с ними Света с Валерой пошли вдвоем.

Психологи внимательно выслушали молодых родителей и объяснили им специфику подросткового возраста, когда у ребенка возникает почти болезненная потребность самостоятельности, но при этом совершенно нет способности к отдельной от родителей жизни. Кроме того, со Светой они отработали проблему границы приемлемого и неприемлемого, чтобы она нашла в себе силы установить «правила игры» для Вани.

И уже во время следующей ссоры, которая не заставила себя долго ждать, Света неожиданно для Вани заявила, что она – главная в этом доме, так что правила устанавливать будет она. Именно такая жесткая позиция стала началом нормализации отношений. И хотя полного спокойствия пока еще не наступило, но смена ролей произошла, и семья смогла перейти к нормальному образу жизни.

С теми или иными проблемами адаптации приемного ребенка сталкивается практически любая семья, ведь заранее подготовиться ко всем вероятным сложностям просто невозможно. У кого-то получается решить проблемы самостоятельно, а кому-то просто не справиться без помощи грамотных специалистов.

В этом случае приемные родители могут обратиться за индивидуальными консультациями в Институт развития семейного устройства Людмилы Петрановской. Здесь с родителями и детьми работают сразу два специалиста-психолога: проводят первичное собеседование, помогают выявить проблему, а затем найти пути ее решения. И нередко, чтобы выйти из кризиса, семье бывает достаточно одной-двух консультаций. Только оплатить даже одну консультацию, 3 тысячи рублей с учетом налогов, может далеко не каждая семья, ведь с появлением приемного ребенка уровень трат подскакивает так резко, что обращение к психологам откладывается до лучших времен, тем более что приемные родители часто испытывают чувство вины перед детьми, потому что не могут сразу же полюбить их. Чтобы лучшие времена не приходилось ждать критически долго, фонд «Найди семью» собирает средства на проект «Индивидуальные психологические консультации для приемных семей». 60 000 рублей позволят оплатить 20 консультаций тем семьям, которые остро нуждаются в помощи специалистов и не могут оплатить ее самостоятельно.