Отчет Центра в Екатеринбурге за декабрь 2017

Отчет Центра в Екатеринбурге за декабрь 2017
18.01.2018

Декабрь в Центре поддержки приемных семей в Екатеринбурге – важный месяц: завершается цикл групповых терапевтических программ для родителей, начатый еще в феврале, «Адаптация приемного ребенка в семье» и «Профилактика родительского выгорания», идет сбор обратной связи от родителей.

Завершающее занятие группы «Адаптация приемного ребенка в семье» началось с обсуждения актуальных проблем. Важно, что в группе есть и родители, которые до принятия ребенка в семью не имели никакого родительского опыта, и те, кто уже вырастил кровных детей, но только начинает путь приемного родителя, и те, кто проходит адаптацию вместе с уже не первым приемным ребенком в семье. Такой разный опыт способствует взаимной поддержке участников.

Всех без исключения участников группы серьезно волнует тема истории приемного ребенка до прихода в приемную семью. Ведущие поделились информацией о том, как влияет наличие и отсутствие открытой информации о прошлом ребенка на его поведение, отношения с приемными родителями и жизнь. Также для родителей было полезно узнать современные данные о том, как мозг сохраняет память о том периоде жизни, когда ребенок еще не умеет говорить, и как эти воспоминания влияют на отношения ребенка к приемным родителям, если ребенку сложно объяснить, что он был какое-то время в другом месте. Более опытные родители смогли рассказать, как они рассказывали своим детям историю их появления в семье, и ответить на вопросы, развеяв опасения, которые неизбежно возникают.

Так как эта встреча группы финальная, мы приготовили для участников практическое занятие с использованием метафорических ассоциативных карт, в которой они смогли вспомнить и присвоить тот путь, который прошли с момента принятия ребенка в семью и до настоящего момента. Практически все родители отметили большое количество иллюзий до того, как ребенок появился дома. Затем наступал период шока и депрессии, когда не хватало знаний, уверенности и устойчивости.

За этот год участники группы сильно продвинулись в своем понимании детей и способности устанавливать с ними отношения привязанности. В процессе обсуждения участники увидели свой вклад в изменения, а также вклад знаний и навыков, полученных от ведущих, и результат обмена опытом с другими родителями.

Важно отметить, что для всех родителей, закончивших посещать программы Центра в 2017 году, в следующем году начнет работать группа поддержки, в которой будут разбираться любые трудности, которые возникнут в семьях. Также каждый родитель может обратиться за помощью и поддержкой не только к специалистам Центра, но и к другим приемным родителям, что бывает не менее ценно. Для этого в Центре проводятся различные семейные мероприятия и поддерживается прямое общение родителей друг с другом.

В декабре в Центре также прошло последнее занятие из цикла встреч группы «Профилактика родительского выгорания». Родители отметили, что благодаря занятиям в группе стали чувствовать себя более уверенно, появилось больше сил и окрепла мотивация к продолжению воспитания приемных детей. С февраля 2018 года Центр начнет набор новых участников-приемных родителей в группу нового потока «Профилактика родительского выгорания».

Мы опросили родителей нашего Центра о результатах нашего почти годичного сотрудничества и вот некоторые их отзывы:

Какие изменения наступили в вашей семье, во взаимоотношениях с детьми?

«Не скажу, что стало меньше проблем, они постоянны, то одни, то другие, но само присутствие на группах два раза в месяц позволяет ощущать постоянную поддержку, ведь чувствовать, что ты не один на один с новыми и сложными ситуациями, которые никогда не встречались, например, с кровными детьми, или встречались, но требуют совсем других педагогических решений, просто необходимо.

Время — три часа — вырванное из суеты, принудительно заставляет думать о ситуации, слушать себя, слушая других, сравнивать, видеть вариативность подходов и оценок. Для меня главное, что специалистам центра удалось создать саму атмосферу, где я могу поделиться, кажется, почти любым своим опытом, где никому не кажется, что я «придумываю» или что моя ситуация есть прямое следствие моей некомпетентности или нелюбви. И эта атмосфера не могла бы состояться без грамотного, професссионального, доброжелательного, открытого руководства. Спасибо огромное!»

«После занятий я обычно понимаю, что моя непосредственная реакция не есть «естественная», но есть следствие моих привычек, взглядов, приоритетов, страхов, ожиданий и др. и что возможны минимум еще несколько взглядов на ту же ситуацию. И само по себе это поддерживает, не дает «зациклиться» и создает ресурсную среду. Я для себя сравниваю эффект с прохождением «контраварийных курсов» вождения: дороги не станут лучше, но у тебя будет на несколько минут/секунд больше в любой кризисной ситуации. И это даст уверенность, пространство для маневра и шанс выбрать лучший сценарий.»

«Установила границы общения с ребенком, осознала границы своего «я», вследствие чего «ушли» бесконечные простуды, стала значительно меньше кричать на ребенка, стала пользоваться услугами няни, появилось чувство свободы и привязанности одновременно, ушло непрерывное раздражение на ребенка, появились силы и вернулось радость жизни, вернулась к спорту, пропала бессоница.»

22 декабря прошла встреча группы «Школа и школьное обучение». Трудности концентрации внимания и запоминания преследуют многих приемных детей. Преодолевать их простой зубрежкой не только неэффективно, но и чревато для формирующихся отношений между приемным ребенком и его родителями. Поэтому на каждом занятии мы посвящаем часть времени простым играм, позволяющим развить когнитивные функции и весело с удовольствием провести время вместе с детьми. Мы не только показываем, как играть, но и объясняем, на что именно направлена каждая игра, как модифицировать правила, если ребенок слишком возбуждается от азарта соревнований или слишком боится проиграть.

Во второй части занятия родители смогли поделиться своими трудностями и успехами, связанными со школой. В процессе обсуждения в доверительной обстановке родители вместе учились замечать, как собственный опыт конфликтов с учителями и переживания несправедливости от взрослых влияет на способность взрослых помогать своим детям в похожих ситуациях. С помощью ведущих они учились разделять собственный прошлый опыт и ситуацию, в которой оказались их дети, и искать ресурс преодоления этой ситуации.

Также на группе стала важной тема присвоения прогресса в преодолении трудностей. Для того, чтобы продолжать помогать ребенку, родителю важно остановиться и заметить, что ребенок меняется в поведении в лучшую сторону, что он негативно проявляется реже и не так ярко. Здесь очень важно, что в группе есть родители детей с похожими трудностями. Это вносит весомый вклад в атмосферу бережной поддержки.

10 декабря 15 детей из 8 семей на безвозмездной основе посетили «Маугли парк» (веревочный парк) в Центральном парке культуры и отдыха им. В.В. Маяковского. Мероприятие не только помогло укрепить отношения родителей и детей, но и позволило семьям, принимающим участие в мероприятиях Центра, в очередной раз пообщаться в неформальной обстановке.

10 декабря 4 детей из 2 приемных семей безвозмездно посетили праздник на базе отдыха «Сова» в посёлке Кашино Свердловской области, где получили не только приятные впечатления, но и подарки.

20 родителей и детей из 6 приемных семей получили бесплатные билеты на спектакль «Щелкунчик» и возможность принять участие в новогодней ёлке после спектакля.

В декабре все семьи получили ценные и долгожданные новогодние подарки от БФ «Найди семью».

История семьи

В Центр поддержки приемных семей в Екатеринбурге обратилась Ирина Рогова, которая воспитывает двух своих внучек, Валю (12 лет) и Олю (16 лет). Мать девочек официально числится в розыске и не принимает никакого участия в жизни девочек. Основная жалоба бабушки, с которой она и пришла в наш Центр, - это плохое поведение девочек, подростковый возраст и невозможность добиться от них такого послушания, как прежде. Ирину очень беспокоит, что девочки не выполняют ее просьб беспрекословно и быстро, и она сама очень устала от этих переживаний.

Куратор семьи приняла решение посетить девочек дома. Именно в день ее прихода в квартире внезапно появилась мама девочек. К сожалению, она была в нетрезвом состоянии, но девочки все равно очень ей обрадовались, так как не виделись больше года. Правда, мама особого интереса к делам девочек не проявляла.

Ирина сложно пережила визит дочери: с одной стороны, она все-таки надеялась, что та поможет ей с девочками. А с другой, она понимает, что этого, скорее всего, не случится. Ирина также очень нервничает, потому что, чтобы оформить официальное опекунство и получать пособия, ей нужно инициировать процесс лишения мамы родительских прав, а органы опеки никакой поддержки в этом ей не оказывают.

По результатам посещения семьи и бесед с девочками и бабушкой семейный куратор подробно проконсультировала Ирину по процедуре лишения родительских прав и договорилась с ней об отдельной встрече по написанию иска. Также бабушке предложена индивидуальная работа с психологом, которая начнется уже в начале 2018 года. В настоящий момент у специалистов Центра есть полное понимание о том, как необходимо работать с этой семьей, а у Ирины – уверенность в том, что ей есть, куда обратиться в любой ситуации.