Нижегородский Центр: отчет за март 2018

Нижегородский Центр: отчет за март 2018
19.04.2018

В марте Нижегородский Центр поддержки приемных семей курировал 26 семей, воспитывающих 49 детей. Эти семьи получали комплексное сопровождение (помощь соцработника, психолога, юриста), а также посещали психотерапевтическую группу и участвовали в совместных детско-родительских досуговых мероприятиях. Психолог Центра провел три индивидуальных сессии для трех семей. 5 семей (6 детей) приняли участие в экскурсии по Храму Преображения Господня, а 3 семьи (6 детей) посетили спектакль «Золушка» в Нижегородском ТЮЗе.

История семьи Вани

Елена, бабушка Вани, 14-летнего парня, нашла нас сама, узнала о нас через соцсети. Она воспитывает внука с 3 лет и очень любит его, но с переходом к подростковому возрасту начались проблемы. Ваня прогуливает уроки, получает двойки, гуляет допоздна и даже был замечен в воровстве. На консультацию к психологу Елена идти отказалась, и мы решили подключить к работе куратора Настю.

Настя проводила беседы с бабушкой и внуком, чтобы выяснить причины их проблемы. Организовывала для них разные культурные мероприятия и ходила вместе с ними, чтобы увидеть, как они общаются. Вскоре все стало понятно: бабушка и Ваня находятся в так называемых созависимых отношениях. Елена жила жизнью внука, и она приходила в полную растерянность, когда куратор спрашивал о ее собственных желаниях, о том, как она проводит свое личное время. Все у внука и бабушки было общее: желания, потребности, обязанности и т.д. Именно поэтому Елена не говорила никогда прямо своему внуку о том, что она хочет, ведь он должен был все сам знать. А у Вани не было личной ответственности: бабушка контролировала, когда и как он делает уроки, с кем и куда он ходит. Когда Елена рассказывала о внуке, она всегда употребляла местоимение «мы»: «мы не ходим в школу», «мы получили двойку».

Куратор пообщалась и с учителями в Ваниной школе. Вместе с соцпедагогом и классным руководителем удалось показать Елене ее проблему и рассказать пути ее решения. Елена захотела посещать психологическую группу, а учителя, в свою очередь, пошли на встречу семьи и решили дополнительно позаниматься с Ваней, чтобы он был аттестован в четверти.

Елена очень ответственный человек, она приняла участие во всех встречах группы. И она уже достигла некоторых успехов: вместо «мы» появились «я» и «он», она стала напрямую говорить Ване о том, что хочет от него. Например, домой были приглашены гости, Елена попросила Ваню также быть дома, подчеркнув, что это важно для нее, ей необходима поддержка и помощь. Пока у Елены еще не получается отдать Ване ответственность за его учебу, слишком велика тревога за него. Наша работа с семьей продолжается.

Встречи психологической группы «Чаепитие у камина»

В марте прошли две встречи группы. На одной мы говорили о ресурсах родителей, обсуждали, что они делают, чтобы сохранять стабильное эмоциональное состояние, а также чтобы расслабиться и "перезагрузиться".

Но начали мы встречу как всегда с обмена эмоциями, настроениями и ожиданиями. Было приятно услышать, что все ждали встречи, чтобы узнать что-то новое как от ведущих группу, так и от других родителей.

У каждой из мам свои способы набраться моральных и физических сил: кто-то ходит в церковь, кто-то разводит огород. Но особенно всем понравился рассказ одной мамы: "Я оставляю сына с папой и иду учиться танцевать, а еще посещаю бассейн. Кроме того, иногда мы с мужем вдвоем ходим в театр".

На следующей встрече мы решили поднять тему созависимых отношений. Ведущая обратила внимание участников, что бывает два варианта таких отношений. В первом один из участников живет жизнью другого (мамы, мужа, ребенка и т.д.), полностью отказываясь от своих потребностей, желаний, чувств. Во втором варианте один из участников отношений любит второго так, что лишает его своих собственных границ, потребностей, желаний.

Участники группы вместе с ведущими пытались разобраться, есть ли признаки созависимых отношений в их семьях и как с этим справиться. Практически у каждого было чем поделиться. Так, приемная мама с болью рассказывала, что дочь не пришла к ней на день рождения, а вместо этого гуляла с одноклассниками. На вопрос терапевта, говорила ли она девочке о том, что ей это важно, женщина с удивлением ответила, что ей не пришло это в голову. Другая приемная мама возмущается, что ее сын-подросток встречается с неподходящей девочкой, двоечницей. Мама требует разрыва этих отношений, она как бы говорит ему: либо я, либо она – и это типичный пример второго варианта созависимых отношений.

В целом группа получилась терапевтической, было много эмоциональных реакций, терапевтических ходов, воздействий и открытий.

Музыкальная сказка «Золушка»

29 марта группа наших подопечных посетила спектакль «Золушка» в Нижегородском Театре юного зрителя. Дети с восторгом смотрели сказку, слушали песни и музыку. Такие мероприятия очень важны для наших семей: родители и дети вместе испытывают положительные эмоции и получают общий позитивный опыт.