Наши истории: комплексная работа с приемной семьей в Ленинградской области

Наши истории: комплексная работа с приемной семьей в Ленинградской области
24.03.2017

В феврале в Центр поддержки приемных семей в Ленинградской области обратилась семья, в которой двое приемных сыновей. Родители говорили, что очень устали, не справляются с детьми и думают об их возврате в детский дом.

С семьей сразу же начали работу и куратор, и психолог, так как ситуация, действительно, была острая, необходимо было как можно быстрее окружить семью заботой, чтобы отсрочить принятие решения о возврате детей.

Двое сыновей, Матвей и Ваня, девяти и семи лет, воспитываются в этой семье с 2013 года. До попадания в семью мальчики, родные браться, три года жили в разных учреждениях (кровная мама отдала их в приют сама, официальная причина – тяжелое материальное положение). Познакомились братья только в приемной семье.

Сначала у мамы с папой не было никаких проблем с сыновьями, но когда младший Ваня этой осенью пошел в школу, внезапно ситуация кардинально изменилась. На Ваню постоянно жаловалась учительница, мальчик, действительно, вел себя в школе очень плохо: дрался, совсем не выполнял на уроках заданий учительницы, а потом начал подворовывать у одноклассников мелкие канцелярские товары, что провоцировало дополнительные конфликты. Ваня стал изгоем в классе.

Социальный куратор семьи начала работу со школой. Ведь далеко не каждый учитель в своей практике сталкивается с особенностями приемных детей – и, соответственно, не каждый знает, как лучше выстраивать с ними отношения. Наш сотрудник провел не одну беседу с учительницей и завучем, школе подарили несколько экземпляров книги Людмилы Петрановской «В класс пришел приемный ребенок». Историю Вани рассказали подробно, и, конечно, она вызвала острое сочувствие у педагогов. В результате учительница стала относиться к ребенку совершенно иначе, научилась предвидеть его конфликты со сверстниками и пресекать их заранее. Ребенок начал получать похвалы и поощрения.

Параллельно с семьей работал психолог, причем предметом работы стало и состояние Вани, и эмоциональное выгорание мамы.

Родители вместе со специалистом подробно разбирали поведенческие и эмоциональные проблемы мальчика в поисках адекватных, приемлемых для семьи решений. Прежде всего, психолог стремился к тому, чтобы родители осознали природу школьных проблем Вани и снизили требования к нему. Кроме того, семье были рекомендованы специальные игровые методики, применение которых помогает ребенку осознавать и называть свои чувства и эмоции (и тем самым постепенно сводить на нет необходимость демонстрировать напряжение иным способом – неадекватным, агрессивным поведением), а родителям – относиться к чувствам ребенка более деликатно и с пониманием.

Вторая проблема, с которой работал психолог, - это эмоциональное выгорание мамы. В течение четырех лет мама занималась только детьми, не выезжая в отпуск, не имея никакого отдельного досуга, поэтому женщина устала, а результаты ее труда, как ей казалось, были не очень высокими. Соответственно, работа психолога была направлена на коррекцию отношения мамы к процессу взаимодействия с детьми, на снижение ожиданий, а также на выработку навыков переключения внимания на собственные чувства.

В результате мысли о возврате детей родители оставили, и сейчас семья настроена более оптимистично. И мама, и папа видят, что проблемы еще не решены, но считают, что семья сможет их преодолеть.

Работа с семьей будет продолжена.

Всего в феврале 2017 года на индивидуальном сопровождении в Центре находились 7 приемных семей, с которыми проводилась комплексная работа. Также в течение месяца 10 приемных детей в возрасте от 7 до 10 лет получали регулярную помощь дефектолога. Кроме того, Центром проводилась работа с рядом образовательных учреждений, которые посещают наши подопечные, а также групповая работа с приемными родителями.