Ирина Преображенская, доктор медицинских наук, профессор, о сезонной депрессии у взрослых и детей, часть 3

Ирина Преображенская, доктор медицинских наук, профессор, о сезонной депрессии у взрослых и детей, часть 3
29.01.2019

Ирина Преображенская, доктор медицинских наук, профессор, рассказывает об особенностях сезонной депрессии и дает рекомендации родителям о том, как поддержать в тяжелый зимний период себя и свогео ребенка-школьника. Статья подготовлена по материалам лекции И. Преображенской в Музее AZ, приуроченной к 5-летию фонда "Найди семью".

Часть третья. Зимние дети, или дети и школа.

Если помните, в первой части я описывала, как чувствует себя взрослый зимой. Фактически, жители северных стран с долгой, затяжной зимой находятся в течение зимнего времени в сенсорной депривации, о которой надо знать и вовремя устранять ее у себя, давая необходимую нагрузку всем своим органам чувств.

У детей, как правило, такой проблемы нет - познавательный процесс у ребенка до подросткового возраста устроен иначе, чем у взрослого. Мозг продолжает свое развитие, образуются новые связи между клетками, формируются нейрональные сети, поэтому ребенок активно, как губка, поглощает все, что он видит вокруг себя. Вспомните себя зимним ребенком. Да, снег не серый, а голубой или золотой; в лучах солнечного света танцуют снежинки; на языке они холодные; от сосульки щиплет язык и она приклеивается к языку. А еще существуют горки, прыжки в сугроб с гаражей, квест "полизать железку" и ряд других не вполне разрешенных радостей. Ребенок устроен так, что даже из малого объема информации вокруг себя он вытащит всю возможную пользу. Поэтому перемещать его из севера на юг для создания новых сенсорных ощущений, в общем, бессмысленно. Взрослые зависят от того, насколько вокруг них разнообразен мир, ребенок же будет заполнять все свое сенсорное пространство в любом климате и при любом окружении. Другой вопрос - чем именно он будет его заполнять. В отсутствие разнообразного досуга ребенок разнообразит его себе сам, как умеет и тем, что будет под рукой.

Таким образом, сенсорной депривации у ребенка зимой, как и в другое время года, нет. Однако, часто наши дети жалуются на усталость, плохой сон, головные боли, сложности в учебе. Давайте попробуем определить, с чем это в основном связано.

Когда ребенок идет в школу, у него есть специфическое представление о школе. Образ учителя обычно ассоциируется либо с образом родителя (бабушки, дедушки, няни), либо, если ребенок уже получил социализацию в детском саду или развивающей группе - с образом воспитателя. Уверена, вы помните себя в свой первый школьный день - ощущение праздника; ожидание нового; уверенность в одобрении - новые друзья, новый учитель, будем играть, я покажу, как я умею, я всем понравлюсь. Ребенок обычно психологически совершенно не готов к тому, что он попадет в абсолютно другую среду, где будет жить по другим правилам и где он, возможно, не понравится учителю или одноклассникам. Поэтому зачастую от ребенка через неделю обучения мы слышим "все, хватит, я поучился, больше не хочу, буду дома". На самом деле главная задача школы - совершенно не приобретение знаний, а создание необходимых условий для социализации ребенка и приучения его к систематическому обучению. При наличии этих двух составляющих привычка к получению новых знаний будет воспринята ребенком, как позитивная, и останется с ним и в школьное, и в институтское время, и далее в обычной жизни взрослого человека, потому что обучение, конечно же, не начинается и тем более не заканчивается в школе. На практике, конечно, часто получается не так.

Из привычной среды "родитель-ребенок", ребенок попадает в среду "родитель-ребенок-учитель-другие ученики", в которой все части системы связаны между собой и взаимно влияют друг на друга. При проблеме в одной из составляющих этих систем трудности в обязательном порядке возникнут и у ребенка. Давайте рассмотрим их поочередно.

☑️Проблема "родитель". Как ни удивительно, самая легкая в плане школьной адаптации при наличии адекватных остальных участников группы. Ребенок получает поддержку от учителя и одноклассников, и потихоньку проходит школьную программу, приобретает навыки социализации. Вы наверняка помните среди своих одноклассников таких детей, которых кормили, учили, помогали с уроками, да зачастую и оставляли у себя ночевать другие родители и учителя. Роль значимого взрослого разделяет другой взрослый, и благодаря этому ребенок продолжает адаптироваться в социуме.

☑️Проблема "другие ученики". Опасна тем, что зачастую об этой проблеме не знают ни родители, ни учителя, особенно если ребенок близок к подростковому возрасту или уже в нем находится. На этом этапе развития социальные взаимоотношения со сверстниками начинают выступать на первый план, а планка доверия ко взрослым снижается. Вам могут просто не рассказать, что в школе что-то не так.

☑️Проблема "учитель". Самая сложная и в плане формирования дисбаланса отношений "родитель-ребенок-учитель-другие ученики", и в плане социализации ребенка. Следствием проблемы "учитель" являются трудности обучения ребенка в школе и усвоения программы.

Особенность учителя в том, что он, как и ваш ребенок, связан со всеми звеньями выше упомянутой цепочки. Он контактирует с учеником, другими учениками, родителями. Особенности его поведения неизбежно повлияют на баланс всей системы. Фактически, он в этой системе дирижер, и от его умения будет зависеть дальнейшая гармония или дисгармония исполняемого произведения. Давайте рассмотрим возможные проявления этой дисгармонии.

Отношения родитель-учитель. Вам знакомо же это, да? Вас вызывают в школу по поводу плохой успеваемости или поведения вашего ребенка. Вы приходите, и педагог обьясняет вам, что ваш ребенок плохо учился\бегал на уроке\кричал и дрался\получил двойку\сбросил из окна цветочный горшок. Вам говорят -так дальше быть не может. . Ваш ребенок плох в этом и том. СДЕЛАЙТЕ что-нибудь. И вот это "сделайте" - начало огромной, просто преогромнейшей проблемы. 
Дело в том, что вы - родитель. Ваша роль в этой связке определена изначально. Вы любите и поддерживаете ребенка, создаете ему ощущение безопасности, "контейнируете" его переживания, то есть работаете "жилеткой" и "спасательным кругом". Вы адаптируете ребенка к социуму, но, в первую очередь, демонстрируете ему полное принятие и безопасность. Теперь вас принуждают сменить эту роль. Вы должны стать критиком и обвинителем, контролирующей организацией и фактически взять на себя обязанности учителя, ведь именно он в данной связке - "организатор" и "контроллер". Если вы пойдете на это, вы потеряете доверие ребенка, а ваш ребенок потеряет ощущение безопасности. Если вы откажетесь и напомните учителю, что решать вопросы обучения и поведения в школе - роль учителя, социального педагога и омбундсмена, то приобретете себе проблему в лице школы. На мой взгляд, второй вариант лучше, ибо школу можно поменять, а ваш ребенок - на всю оставшуюся жизнь ваш.

Отношения "учитель-другие ученики". Учитель может поддерживать травлю вашего ребенка другими учениками. Или даже вовлекать их в травлю. Или формировать их мнение в отношении вашего ребенка. Ребенок не имеет мнения относительно того, смешно или грустно смотрится то или иное явление. Именно от учителя зависит, будут ли с вашим ребенком играть или он будет изгоем.

Отношения "учитель-ученик". Тут все, совершенно и целиком, зависит от учителя, хотя многие, конечно, будут моими оппонентами и скажут, что и от ученика тоже. Учитель априори взрослее и у него, в отличие от ребенка, полностью развит мозг, поэтому при наличии конкурентных отношений чаще всего в проигрыше будет ученик.Это применимо к вопросу формирования любви к школе, предмету, желания учиться вообще, формированию ощущения себя в социуме, чувству собственной полноценности и неполноценности, и так далее. "Он не хочет учиться" - это чаще всего не про ученика; это про учителя.

Поэтому в профессии учителя так важна роль супервизии. В идеальном мире супервизию, то есть беседу с психологом, учитель должен проходить раз в год или не реже, чем раз в пять лет. При наличии признаков профессионального выгорания учитель должен быть отстранен от работы и вернуться к ней сможет только после того, как будет пройдена психологическая коррекция выгорания. Учитель, как и врач - человекоориентированная профессия, поэтому выгорание неизбежно, к сожалению, это обратная сторона работы с людьми. Свое выгорание учитель сам переживает крайне тяжело, ведь никто не приходит в профессию, чтобы ненавидеть ее и мучить детей. Поэтому, в первую очередь, помощь при выгорании нужна именно учителю, для того, чтобы скомпенсировать ту травму, которую он получает ежедневно и затем передает своим ученикам.

К сожалению, супервизии школьных учителей у нас нет. Поэтому, видимо, родителям нужно научиться определять признаки выгорания учителя самостоятельно.

Признаками выгорания преподавателя являются:
- выражение негативного отношения к преподаваемому предмету,
- выражение негативного отношения к ученикам,
- формирование особенного, чаще негативного, отношения, к одному из учеников (к этому же относится прилюдное высмеивание, обесценивание или наказание одного из учеников с привлечением класса или других преподавателей),
- выражение негативного отношения к другим преподавателям.

При наличии таких проявлений следует: 
- Поговорить с учителем, объяснить ему, что вы замечаете у него симптомы выгорания. Не надо обвинять учителя, обесценивать его работу и так далее; в этой ситуации он тоже чрезвычайно страдает и, обвиняя его, вы не сможете оказать помощь ни ему, ни вашему ребенку.
- При неэффективности беседы следует привлечь к проблеме школьного психолога, директора, завуча, детского омбундсмена
- Добиться того, что учителю будет оказана необходимая психологическая помощь, после которой он сможет вернуться к преподаванию.

Это все к тому, что, когда наш ребенок жалуется на головную боль, утомляемость, трудности обучения, плохой сон, когда у него возникают страхи, чувство нехватки воздуха, нежелание что-то делать - это часто не про болезнь тела, как мы склонны думать (зима, дефицит витаминов, нагрузки, неврологическая патология).

Может ли ребенок плохо учиться, потому что его необучаемость или особенности поведения имеют неврологическую природу? Конечно, может. Но это - уже другая история, или, точнее, множество других историй.