Федеральная дистанционная служба поддержки приемных семей: отчет за март 2020
В марте в Федеральной дистанционной службе поддержки приемных семей фонда «Найди семью» получили помощь 47 семей, в которых воспитывается 98 детей.
Специалистами Службы были проведены 126 индивидуальных консультаций:
- взрослых психологов –78;
- детских психологов –30;
- психолога- психотерапевта- 15;
- юриста- 3.
Кроме того, были проведены:
- 5 занятий в трех ресурсных группах (участвовали 18 приемных родителей)
- 9 занятий в Дистанционной школе приемных родителей (в двух группах обучаются 20 слушателей).
В начале марта в дистанционную службу обратились приемные родители 10-летнего Леши К. (имя изменено) из крупного сибирского города. Они рассказали, что не имеют больше сил воспитывать сына, хотят проверить его у психиатра, а затем, видимо, отправить его на «пятидневку» в закрытый интернат.
Леша был усыновлен в 2 года и не знал об этом. Он учится в начальной школе, часто болеет, увлекается футболом, но не любит тренировки. В семье и в школе Леша часто ведет себя агрессивно: может подставить подножку однокласснику, специально сломать или спрятать чью-то вещь. Дома в ответ на какие-либо вопросы или требования родителей он часто начинает кричать и бросаться вещами.
Подозрение, что у сына психическое заболевание, возникло у родителей не так давно. У мальчика продолжался энурез, и родители смирились с памперсами, но в последние месяцы Леша вообще практически перестал пользоваться туалетом. Он начал справлять малую нужду в своей комнате, мог напИсать в баночку, оставить ее на окне и «забыть», спрятать описанную постель или памперс в шкаф, и родители обнаруживали происшествие по запаху. А затем Леша стал писаться и в школе, и тут у родителей окончательно опустились руки.
Родителям мальчика было предложено сначала пройти семейное консультирование. Выяснилось, что у мамы и папы принципиально разные подходы к воспитанию сына, из-за чего они постоянно ссорились. Приёмный отец Леши хотел воспитывать «настоящего мужчину», он не был готов принимать сына с энурезом. А мама часто жалела мальчика и ругалась из-за его воспитания с мужем. Еще одной причиной для ссор была тайна усыновления: мама давно хотела рассказать все ребенку, а отец не считал это нужным.
Во время консультации со специалистом родители договорились рассказать Леше правду, а психолог помог сформулировать фразы, подсказал, как лучше провести этот разговор, как говорить о кровных родителях ребенка и его истории усыновления.
Важный для всей семьи разговор был намечен на весенние каникулы в конце марта, чтобы дать мальчику возможность пережить новости в спокойной обстановке. Однако из-за начинающегося карантина занятия в школе закончились досрочно, поэтому и беседа состоялась раньше. Оказалось, что Леша давно догадывался, что «с ним что-то не то», сильно переживал из-за этого и нервничал.
Далее работа специалистов дистанционной службы продолжилась по отдельности с родителями и с мальчиком.
Леша рассказал психологу, что одноклассники неоднократно интересовались, настоящий ли он сын своих родителей. Дело в том, что у Леши яркая внешность с характерными национальными особенностями, он физически мало похож на своих приемных родителей. Леша очень расстраивался из-за этих разговоров, из-за того что он другой, боялся, что его могут отвергнуть, если выяснится, что он «не родной». Поэтому он не обсуждал с родителями эту тему и страдал в одиночестве.
Для него стал полной неожиданностью откровенный разговор с мамой и папой, которые по совету психолога коротко рассказали Леше историю его появления в их семье, а затем сказали, что любят его и рады, что он такой замечательный, хоть и не похожий на них внешне. Леша признался психологу, что вечером после этого важного разговора он впервые за долгое время был счастлив.
Вместе с психологом Леша нашел другие качества, кроме внешности, которые объединяют всех членов его семьи, поговорил о том, что изначально и мама с папой не были родными друг другу и выросли в других семьях, а теперь стали близкими людьми. В результате у мальчика появилась мысль, что быть приемным - не значит быть плохим, отвергнутым, грязным.
Уже к концу марта «туалетные» происшествия прекратились. Но работа семьи с психологами продолжается. Родителям предстоит выработать навыки договариваться друг с другом, папа начал по-другому думать о своей отцовской роли, а Леша договорился с психологом о проработке своих эмоций, которые часто влияли на его поведение.