Центр в Ленинградской области: отчет за февраль 2018

Центр в Ленинградской области: отчет за февраль 2018
20.03.2018

В феврале на сопровождении в нашем Центре поддержки приемных семей в Ленинградской области находилось 12 семей, с ними работали семейные кураторы и психологи. Дефектолог провел по 8 занятий с 9 детьми от 7 до 12 лет, психолог провел 16 консультаций. За помощью чаще всего обращались бабушки-опекуны, которые не могут справляться с трудным поведением взрослеющих внуков, приемные родители с признаками эмоционального выгорания, а также кандидаты, задумавшиеся о рисках и ресурсах для приема в семью сиблингов.

Семья Н. обратилась к нам осенью 2017 года. В этой семье Людмила и Александр воспитывают приемную дочь Юлю (4 года) и кровного сына Вову (7 лет).

Девочка попала в семью Саши и Люды совсем маленькой, ей было всего 4 месяца. Поначалу все шло хорошо, малышка росла и радовала родителей. Но ближе к году мама стала замечать, что происходит что-то странное – девочка плохо сидела, постоянно заваливалась, не пыталась встать на ножки. Потом начались приступы, и к полутора годам врачи поставили страшный диагноз – эпилепсия.

К нам Люда пришла в удручающем состоянии. Юлю показывали разным специалистам, сделали все возможные анализы, но никто не смог найти причину болезни, и все дают отрицательные прогнозы. Более того, все врачи, к которым они обращалась, предлагали родителям сдать Юлю обратно в детдом. Об этом же твердили все родственники. Люда не может отлучиться от ребенка ни на минуту, нет возможности выйти из дома, старший ребенок тоже требует внимания. Люда ощущала безнадежность и полное истощение.

Первое, что требовалась Люде – психологическая помощь. Она очень плотно работала с психологом все эти месяцы, и продолжает работать. Потом – социальное окружение. Мы нашли в районе, где проживает семья, сообщество родителей с похожими ситуациями. Это группа взаимоподдержки, и общение в ней позволяет Люде не опускать руки, когда совсем тяжело. Люда научилась отслеживать свое состояние и вовремя заботиться о себе, выделять для этого время, а Саша понял, что его жене это просто необходимо. И хотя в семье еще много проблем, сейчас ситуация уже не кажется такой безнадежной. Семья остается на сопровождении.

В феврале мы также запустили 2 психотерапевтические группы: «Адаптация» и «Профилактика выгорания».

Группу «Адаптация» посетили 10 человек. Первое занятие было вводным для всего курса. Мы говорили о том, что адаптация – двухсторонний процесс, требующий много душевных сил как от родителей, так и от пришедшего в семью ребенка. Кроме того, если в семье есть еще другие члены, например, бабушки и дедушки или другие дети, они также подвержены адаптации. Мы также выясняли, какие процессы могут проходить в семье почти параллельно, а таких процессов оказалось несколько, и каждый сопоставим с маленьким «землетрясением». Например, когда оказывается, что приемный ребенок не соответствует ожиданиям, он совсем не такой, как казалось сначала; или когда пришедший в семью ребенок понимает, что семья – не сказка, родители не будут исполнять все его «хочу», и остальные дети в этой семье – не ангелы. В общем, этот путь может быть очень болезненным для всех членов семьи.

Группу «Профилактика выгорания» посетили 9 человек. Это было первое занятие курса, и сначала мы выяснили, что у этого явления могут быть совершенно разные симптомы. Мы попытались «препарировать» эмоциональное выгорание и посмотреть, как оно формируется, из чего состоит. Мы прошли весь путь человека: от начала нового дела, будь то прием в семью ребенка или поступление на новую работу, до полного истощения.