Центр в Екатеринбурге: отчет за апрель 2018

Центр в Екатеринбурге: отчет за апрель 2018
14.05.2018

В апреле в Центре сопровождения приемных семей «Найди семью» в Екатеринбурге были проведены регулярные психотерапевтические группы «Адаптация приемного ребенка в семье», «Школа и школьное обучение», «Профилактика родительского выгорания», «Группа поддержки для родителей» и «Детская безопасность». Продолжалось также индивидуальное сопровождение семей психологом и специалистом по социальной работе.

Тему для группы «Школа и школьное обучение» участники запросили заранее - как оставаться устойчивым, сохранять спокойствие, регулировать себя и не срываться на ребенке. В группе приняли участие 6 человек. На встрече приемные мамы учились правильно дышать, чувствовать свое тело, свое напряжение и свою силу. Основным упражнением стало исследование и присвоение своих сильных сторон, своих ресурсов. Участницы отвечали на вопросы: в чем я состоялась? что я могу? что я умею делать хорошо? Это одна из основ спокойствия и уверенности в себе, так нужные для приемных родителей.

Во второй встрече группы «Адаптация приемного ребенка в семье» приняло участие 8 человек. Важно, что в группу приходят семейные пары, которые воспитывают детей разного возраста, причем примерно половина группы - родители детей до 3 лет, а вторая половина - родители детей предподросткового возраста и подростков. Мы предложили участникам проголосовать за самые животрепещущие для них темы. Наиболее актуальными стали привязанность и травма, инструменты анализа происходящего с ребенком и родителем, а также способы родительской саморегуляции. Участники рассмотрели инструмент "Линия жизни", который помогает проанализировать, какие события жизни ребёнка повлияли на его развития. В перерыве участники активно общались между собой и обменивались контактами, что очень важно в контексте поддержки родителей друг другом.

Как влияют слабые личные границы на возникновение и развитие родительского выгорания, обсуждали участники группы «Профилактика родительского выгорания». Во встрече приняли участие 13 родителей. В ходе специальных упражнений и эксперимента они выяснили свои сегодняшние стратегии по выстраиванию границ в семье, разобрались, как это может мешать нормальному отдыху, режиму дня, сохранности вещей и информации внутри семьи, и попробовали новое поведение прямо в группе.

Во встрече «Группы поддержки» для родителей приняли участие 14 человек. На эту группу приходят не только приёмные мамы, но и другие члены семей: папы и бабушки, которые не посещают занятия основных групп Центра. В пространстве группы участники могут поделиться своими трудностями и успехами. Тему, с которой будет работать группа, определяют сами участники. В этот раз актуальной для многих стала тема взаимодействия родителя и подростка. Вместе с ведущим участники разбирались в причинах и механизмах возникающих трудностей, учились понимать, что чувствуют они сами и их дети, учились строить гипотезы и давать рекомендации. Важно, что в группе создается пространство принятия самых трудных родительских чувств: страха, вины и бессилия. Разделенность переживаний помогает сделать их переносимыми и обрести способность действовать. Самое ценное в данной группе - это обмен опытом между участниками. Одним подростковый кризис только предстоит, другие прямо сейчас переживают его в своих семьях, третьи могут поделиться опытом переживания трудностей.

В настоящее время на индивидуальном сопровождении в Центре находятся 11 семей, с ними постоянно работают психологи и специалист по социальной работе.  Вот какая ситуация в некоторых семьях:

  • В семье Смирновых приемная дочь Нина посещает занятия с травмотерапевтом: в апреле мама девочки отмечала в основном положительные моменты и успехи ребёнка, однако младший сын Дима начал «куролесить», но ничего критичного, со слов мамы, в его поведении нет. Семья каждые выходные ездит в область, в мае готовятся к выпускным мероприятиям у детей.
  • В семье Трофимовых, где живет четырехлетний Денис, по результатам посещения психотравматологом детского сада был разработан новый план занятий с ребенком. Приемная мама отмечает положительные изменения в поведении Дениса, мальчик дерётся не чаще двух раз в неделю, что ее очень радует. Она переживает, что он не бежит к ней навстречу, когда она забирает его из детского сада, и связывает это с плохо сформированной привязанностью.
  • В семье Глаголевых приемная семилетняя Катя не посещает детский сад, поскольку родители перестали видеть в этом смысл: девочка слишком часто болеет. В мае у приемной мамы будет много рабочих смен и семья запрашивает помощь няни, мы в Центре рассматриваем такую возможность.
  • Приемная мама семьи Ткаченко прислушалась к рекомендации психолога пройти личную терапию, специалисты Центра предполагают, что это поможет преодолеть нерациональное раздражение по отношению к пятилетней приемной дочери, прекратить срывы на неё за проступки, которые другим членам семьи мама прощает.
  • В семье Гавриловых приемная 12-летняя Наташа по-прежнему не посещает школу, хотя довольно часто обещает, что вот-вот начнёт ходить на уроки. С девочкой работает психотерапевт, которая отмечает прогресс, однако мама считает, что относительно стабильное поведение связано с тем, что Наташа пропила курс назначенных психиатром препаратов. Приемная мама не знает, как быть со школой, переживает, что девочку могут отчислить. С другой стороны, она опасается, что ситуацию «спустят на тормозах», и тогда Наташа поймёт, что «и так тоже можно». В рамках общения со специалистом по социальной работе приемной маме дана рекомендация первой пойти на контакт со школой и обозначить проблему нежелания ребёнка ходить на уроки как общую - и педагогов, и семьи. Также маме рекомендовано демонстрировать поддержку ребёнка и не вступать с ней в конфликт, не ругать на глазах у педагогов.
  • В семье Тихомировых приемная мама сообщила нам о намерении подыскать приемной дочери Лене другую семью. Лена по-прежнему не возвращается вовремя с прогулок, неохотно соблюдает личную гигиену. Ситуация в семье конфликтная: со слов мамы, из дома начали пропадать ценные вещи, мобильный телефон девочка потеряла, домой часто приходит в сильно испачканной одежде. Лена подружилась с компанией семиклассников, в которой в основном дети из неблагополучных семей. Педагог музыкальной школы сообщила маме, что, по словам девочки, дома «из-за двоек и троек ее лишают еды». В самом конце апреля девочка не вернулась с прогулки, сообщив маме с чужого аккаунта в социальных сетях, что остаётся ночевать у подруги, потому что «страшно идти домой». Приемная мама обессилена, она неопытная, а девочка очень сложная. Приемной маме рекомендовано поработать с психологом, первая встреча запланирована после 9 мая. Мы находимся в постоянном контакте с семьей.
  • Семья Лаптевых приняла в семью отказную трехлетнюю девочку из другой приемной семьи. У приемной мамы большие планы по реабилитации ребёнка, она сообщает нам, что для неё большим ресурсом являются психотерапевтические группы нашего Центра.