Центр в Екатеринбурге: отчет за март 2018

Центр в Екатеринбурге: отчет за март 2018
12.04.2018

В марте в Центре сопровождения приемных семей «Найди семью» в Екатеринбурге начали работу новые наборы групп «Адаптация приемного ребенка в семье» и «Профилактика родительского выгорания».

Группа «Адаптация приемного ребенка в семье» - это встречи для тех семей, которые приняли ребенка совсем недавно. Возраст детей, истории знакомства у всех участников разные, но чувства родителей очень похожие: это большая нежность к ребенку, тревога и неуверенность, сомнения в себе, надежда и вера в изменения. Именно об этом разговаривали на первой встрече, составляя совместный план работы. Также участники смогли проанализировать особенности своего ребенка на данный момент, увидеть диспропорции в его развитии и наметить зоны ближайшего роста. В группе приняли участие 5 родителей.

Занятия в группе «Профилактика родительского выгорания» структурированы таким образом, чтобы участники могли выделить время для себя, для осознавания и решения своих психологических затруднений, узнать об эффективных способах борьбы с хроническим стрессом. В группе приняли участие 12 родителей.

Очередная встреча группы «Школа и школьное обучение» по сложившейся традиции началась со знакомства с развивающими играми, которые не только помогают развивать память, внимание, наблюдательность, умение работать в команде, справляться с напряжением, но и дают возможность детям и родителям проводить время вместе радостно и с удовольствием На этот раз это были игры «Сплэш», «Муравей балансир» и разные варианты «Мемо». Важно, что родители на занятиях разбираются, как модифицировать правила игр, чтобы они отвечали особенностям и потребностям их детей: не все дети могут спокойно переживать поражение спокойно, кому-то нужно чувствовать себя в безопасности, чтобы продолжать игру, а других детей азарт и желание выиграть мотивируют. На занятиях родители учатся учитывать эти особенности своих детей и развивать волю и выдержку детей постепенно.

Вторая часть занятия прошла в режиме разбора трудностей, которые возникают у родителей в связи со школой. На этой встрече актуальными темами стали «детская ложь» и «взаимодействие родителей с педагогами». В группе приняли участие 5 родителей.

Кроме того, в марте в Центре прошло несколько встреч групп нового формата – мы пригласили специалиста по детской безопасности для того, чтобы он обучил родителей безопасному поведению в экстренных ситуациях, и они смогли научить этому своих детей. Эти знания важны для всех детей, но для приемных они обретают особую значимость. В силу развивающихся в детском доме (или кровной семье) разных расстройств привязанности бывшие сироты склонны к опасному поведению на улице, плохо осознают разницу между «своим» и «чужим», часто у них сформировано «поведение жертвы», когда ребенку кажется, что выхода из плохой ситуации для него нет и он должен просто покориться силе и терпеть (выученная беспомощность). Занятия в группе «Детская безопасность» помогают родителям научить своих детей новому поведению, где они в состоянии защитить и спасти себя.

На индивидуальном социально-психологическом сопровождении в Центре находится 11 семей. Вот истории некоторых из них:

1. Семья Галины приняла двух детей – брата и сестру, погодков, 4 года назад. Дети долгое время жили в семье кровных родителей-алкоголиков, где подвергались жестокому обращению, не всегда были сыты, их развитием никто не занимался. Несмотря на то, что тяжелый период адаптации в семье Галины уже позади, дети (8 и 9 лет) еще вспоминают прежнюю жизнь, ее жестокие, недетские «правила» и повторяют подобное поведение в школе: драки, воровство, сексуализированное поведение. В Центре с семьей уже год постоянно работает детский психотравматолог. Сегодня, по словам приемной мамы, дети стали более спокойны, усидчивы в учебе, стало меньше скандалов между ними и с родителями, в школе дети приняли нормы и правила поведения, очень стараются им следовать. Мы продолжаем работу с семьей.

2. Марина четыре месяца назад приняла решение взять в семью 12-летнюю девочку. Как и многие кандидаты в приемные родители Марина держала в голове образ «идеального ребенка», который будет вести себя определенным образом, испытывать благодарность к маме и стараться стать лучше. Реальный ребенок оказался по всем пунктам несоответствующим этим ожиданиям. Уже через месяц Марина была готова вернуть девочку в детский дом. Мы пригласили Марину на занятия к нам в Центр в группу «Адаптация приемного ребенка в семье». Марина продлила временную опеку, ее отношения с приемной дочкой стали понемногу улучшаться. О радикальных переменах говорить еще рано, мы продолжаем работу с семьей.

3. Светлана Петровна (56 лет) впервые обратилась к нам за помощью. Женщина на протяжении 6 лет воспитывает собственных внучек. Их мать вела маргинальный образ жизни, умерла предположительно от передозировки наркотиков, на глазах у младших детей. Старшая девочка, по мнению бабушки, смерть матери воспринялась спокойно. В настоящее время старшей девочке 13 лет. Она регулярно убегает из дома вместе со своим молодым человеком, может отсутствовать по 10 дней. С бабушкой общается грубо, пропускает уроки, курит. Со слов бабушки, девочка объясняет своё нежелание находиться дома обидой на бабушку и ее супруга, который проявлял к девочке половой интерес. Бабушка не оценивает ситуацию критически, считает, что такое могло быть разве что один раз, да и то случайно. Сейчас супруг бабушки проживает в отдельной квартире в одном подъезде с семьёй, он серьезно болен. Девочку год назад из-за побегов уже изымали из семьи и помещали в детский дом, тогда родственникам с трудом удалось добиться восстановления опеки. Бабушка заявляет о том, что у неё совсем не осталось сил. Внучка не хочет с ней считаться и доставляет много волнений. Светлана Петровна признаётся, что у неё нередко возникают мысли о суициде. Специалист по социальной работе Центра рекомендовал Светлане Петровне посещение группы по профилактике выгорания приемных родителей.

4. Дарья Сергеевна воспитывает собственного внука Никиту с 4 лет, сейчас ему 15. До этого мальчик жил с мамой, которая вела асоциальный образ жизни. Она умерла, когда ребёнку было 9 лет. Раньше мальчик почти не имел друзей, в свободное время собирал дома конструктор. Но в этом учебном году он начал гулять допоздна, появились трудности в учебе. Раньше, когда у Дарьи Сергеевны не хватало сил, она наказывала ребёнка физически: могла в сердцах дать подзатыльник или потрясти мальчика за плечи. Сейчас он окреп и стал применять физическую силу по отношению к ней. Мальчик также оскорбляет бабушку, не выполняет ее просьбы, отключает телефон, когда задерживается допоздна. Бабушка рассматривает вариант отказа от ребёнка, поскольку они «уже ненавидят друг друга». Специалист по социальной работе Центра рекомендовал Дарье Сергеевна посещение группы по профилактике выгорания приемных родителей.

5. Надежда Ивановна воспитывает собственного внука Сережу с 1 года. Ребёнок всегда имел хорошие отношения с бабушкой, нормально учился. Однако недавно, с февраля этого года, он перестал посещать школу, возможно, после конфликта с кем-то из одноклассников. Этому предшествовала поездка по обмену в Германию, после которой ребёнок высказывал сожаление о том, что воспитывается не в полноценной семье. По рекомендации сотрудника опеки бабушка отключила Сереже доступ к интернету, чтобы замотивировать его посещать школу и оградить от возможной опасности. После этого мальчик перестал с ней разговаривать, а когда она заходит в комнату, он прячет лицо. Мальчик также не идёт на контакт ни с кем из специалистов (представители опеки, психолог Центра социальной помощи семье и детям). В конце марта семью посетил психолог нашего Центра, но и с ним Сережа общаться отказался. Мы продолжим попытки наладить контакт с мальчиком, а бабушке было рекомендовано посещение группы по профилактике выгорания приемных родителей. После первой встречи группы Надежда Ивановна сказала, что узнала много нового и будет участвовать в них дальше.