Центр в Екатеринбурге: отчет за февраль 2018

Центр в Екатеринбурге: отчет за февраль 2018
11.03.2018

В феврале Центр сопровождения приемных семей провел две встречи тематических психотерапевтических групп и оказывал услуги индивидуального сопровождения.

В очередной встрече регулярной группы "Школа и школьное обучение" приняло участие 12 родителей. Каждая встреча этой группы начинается с настольных игр. Родители расслабляются, тренируют свои память и внимание, и вместе с этим учатся играть с детьми в развивающие игры.

Основной темой февральской встречи стала мотивация детей к учебе и самостоятельности. Это то, что волнует и тревожит всех родителей, и особенно приемных: ведь у детей в детском доме совсем не формируется то, что специалисты называют "познавательной потребностью", то есть ребята попросту не знают, зачем учиться, не видят в этом смысла, у них не развито любопытство и интерес к исследованию нового. Ведущие рассказывали о причинах такого поведения детей и о том, чем можно помочь. Вот, например, как составляется идеальный мотивационный коктейль: взять на ручки, обнять, чтобы выработался окситоцин; хвалить, чтобы выработался дофамин; кормить вкусненьким, чтобы вырабатывались эндорфины. И только потом начинать делать уроки, учиться и развиваться.

«Группы поддержки для родителей» - новая, в нее вошли семьи, которые участвовали в программах Центра в течение 2017 года. На первую встречу пришли 15 человек. Цель создания группы - поддержка родителей в форме структурированного обмена мнениями и опытом в безопасной обстановке под руководством профессионального ведущего. В результате такой работы взгляд участников на приёмное родительство и воспитание детей становится более профессиональным, что помогает родителям лучше справляться с трудностями. Каждый участник может заявить о своих затруднениях в воспитании детей и попросить помощи у группы. Участники выбирают, какая тема им ближе и актуальнее. Затем группа разбирает выбранный случай.

Для этой группы самой актуальной стала тема снижения качества жизни родителей после принятия в семью детей. Один из участников группы, заявивший о трудностях, рассказал о них более подробно. Под руководством ведущего другие участники задавали вопросы, чтобы лучше разобраться в ситуации, делились чувствами, гипотезами и рекомендациями, помогая тому, кто начал разговор, лучше увидеть ситуацию, механизмы ее развития и выходы из нее. Одновременно с группой поддержки прошел мастер-класс по совместному музицированию для 7 детей от детского и семейного психолога и музыканта-мультиинструменталиста Ольги Конаковой.

В рамках индивидуального сопровождения были заключены новые договоры с 5 семьями, и специалисты Центра провели с ними первые встречи. Ведь в приемном родительстве есть место не только радости, но и отчаянию, бессилию, разочарованию и утрате надежды. В такие сложные дни важно иметь профессиональную поддержку, помощь и сопереживание.

Марина обратилась за помощью в связи с тем, что ее приемный сын, 13 лет, не выходит из дома с начала года. Мальчик отказывается ходить в школу, с мамой разговаривает грубо, требует ее выйти из комнаты, если она заходит. Марина уже обращалась в муниципальный социальный центр за помощью, но изменить ситуацию не получилось. Более того, ситуация обострилась, Марина постоянно ссорится с сыном из-за компьютера, за которым мальчик проводит все ночи. Когда Марина убрала компьютер из комнаты и пообещала вернуть его только после того, как сын начнет посещать школу, он в отместку забрал у нее ключи от машины и телефон. Специалисты Центра начали работу с семьей.

Галина жалуется на поведение детей. Всего сейчас в этой семье воспитываются 3 детей: 1 кровный ребёнок и 2 приемных. Ситуация в семье крайне непростая. Три года назад, в 2015 году, Галина и ее муж взяли под опеку четверых детей: Настю (15 лет), Вику (11 лет), Степана (9 лет), Наташу (6 лет). Младшие двое - кровные брат и сестра. С самого начала у Галины не заладились отношения с Настей. Со слов женщины, девочка была настроена на разгульный образ жизни, интересовалась мальчиками. Поэтому спустя некоторое время ее забрали из семьи. В июне 2017 года Настя родила ребёнка, но Галина не поддерживает с ней отношений. А полгода назад, осенью 2017 года, Галина выпорола одного ребенка, после чего органы опеки изъяли из семьи всех приемных детей и поместили их в социальный центр. Галина добивалась возвращения детей, навещала их в приюте, но согласились на это только младшие дети, а Вика предпочла вернуться в детский дом. Сейчас в семье неспокойно, и Галина убеждена, что если дети не понимают слов, то к ним допустимо применять физическое воздействие.

Специалист по социальной работе пообщалась с Галиной и предложила ей изменить отношение к воспитанию детей, а для этого посещать мероприятия Центра.

Семья Н. пришла в Центр с другой проблемой: приемную дочку, 9-летнюю Таню, хотят забрать кровные родственники. Маму Тани лишили родительских прав 5 лет назад, девочка какое-то время жила в детдоме, ездила в гости к бабушке, затем ее брали в другую приемную семью, но потом вернули. В семье Н. Таня живет уже полтора года, и отношения здесь сложились хорошие.

В конце февраля в Центре прошла встреча приемных родителей Тани и ее кровных родственников. Встреча проходила очень сложно, специалистам Центра приходилось постоянно напоминать всем участникам о том, что во главу угла должны быть поставлены интересы ребенка. По результатам встречи были сделаны следующие выводы:

  1. - приемная семья не готова передать ребёнка в кровную семью, но согласна оказывать содействие в поддержании отношений девочки с родственниками;
  2. - кровные родственники могут оспорить действующий приказ об опеке лишь через суд;
  3. - первая встреча Тани с бабушкой и тетей должна происходить в присутствии детского психолога и представителей Центра;
  4. - до конца учебного года бабушка девочки не будет начинать процедуру оспаривания приказа через суд.

У Дарьи возникли сложности с воспитанием приемного сына Аркадия. Мальчик родился и долгое время жил в семье женщины, употребляющей наркотики и это сильно повлияло на его личность, способ общения с другими людьми: он не уважает близких взрослых, грубит, манипулирует, использует нецензурную лексику и отрицательно относится к учебе. Мальчик уже два года знаком с Дарьей, относится к ней тепло, а прошедшей осенью она стала его приемной мамой. Сейчас Дарья растеряна, не всегда держит границы общения с мальчиком, подается на его модель взаимодействия и из-за этого испытывает сложности с его воспитанием.

Семье рекомендовано посещение групп «Адаптация приемного ребенка в семье» и «Школа и школьное обучение».

Нина, приемная мама 5-летнего Влада, обратилась в Центр, утверждая, что готова рассмотреть вариант передачи ребенка в другую семью. Мальчик живет в семье у Нины полтора года, однако положительных сдвигов в его поведении нет, и Нина чувствует бессилие из-за того, что ребенок не изменяется так, как ей бы хотелось. По словам Нины, Влад хулиганит в детском саду, обзывается, а воспитатели не понимают ситуацию, так как не имеют опыта работы с такими детьми.

В работу с этой семьей включились разные сотрудники Центра. Так, детский психолог пообщалась с воспитателями и попросила их отмечать не только минусы, но и плюсы в поведении ребёнка. Специалист по социальной работе провела несколько встреч с Владом, а затем поделилась своими наблюдениями с Ниной. По ее мнению, поведение мальчика не особо отличается от поведения всех детей, как кровных, так и приемных: Влад проверяет границы, но чувствует их. Приемная мама подтвердила, что в стабильной ситуации ребёнок действительно ведёт себя нормально, и за два года его поведение изменилось к лучшему, но не радикально.

Затем с Ниной начал работать психолог. Она предположила, что Влад демонстрирует «плохое поведение», когда видит, что взрослые не настаивают на границах поведения, соблюдении правил. Нина подтвердила, что Влад в большинстве случаев дома не только соблюдает границы, но и проявляет инициативу в том, чтобы исправлять негативные ситуации. Психолог отметила, что важно постоянно отмечать даже маленький прогресс в поведении ребенка, и дала необходимые рекомендации.

Сейчас Нина продолжает воспитывать Влада, работа с семьей в Центре продолжается.