Центр в Ленинградской области: отчет за апрель 2018 года

Центр в Ленинградской области: отчет за апрель 2018 года
26.05.2018

В апреле на сопровождении в нашем Центре поддержки приемных семей в Ленинградской области находилось 15 семей, с ними работали семейные кураторы и психологи. Дефектолог провел по 8 занятий с 10 детьми от 7 до 12 лет. Психолог провела 17 консультаций.

Состоялись встречи двух психотерапевтических групп для приемных родителей: «Адаптация» и «Профилактика выгорания».

Группу «Адаптация» посетили 7 человек, обсуждалась тема истории ребенка. Как, когда и с чего начать этот рассказ, чтобы не травмировать психику? Нужно ли вообще ребенку знать свою историю, для чего ему ее знать? Как подготовиться к тому, чтобы начать разговор с ребенком о его прошлом? Мы много говорили о чувствах, которые могут вызывать у ребенка воспоминания о его биологической семье, а также о наших чувствах, когда мы думаем о его кровных родственниках. Участники группы познакомились с понятием «Книга жизни ребенка», узнали, что это такое, зачем она нужна, каким образом с ней работать.

Группу «Профилактика выгорания» посетили 10 человек. Мы говорили о факторах, которые приводят приемных родителей к выгоранию: о том, какие жизненные планки мы ставим для себя и ребенка, как оцениваем результаты своей работы, почему иногда обесцениваем ее, а также о том, что есть «норма» в воспитании, и как от нашего понимания этой нормы зависит наше состояние. Обсуждали, каким образом выделять свою ответственность: родитель не всесилен, и чтобы не выгорать, важно понимать, что можно и что нельзя сделать.

В апреле мы приняли на сопровождение 3 новые семьи. Вот их истории:

Приемная мама Валентина, приемная дочь Олеся 15 лет, кровный сын Василий, 16 лет.

Девочка попала в семью Оксаны меньше года назад, адаптация в самом разгаре. Олеся – отказник со стажем, семья Валентины – уже пятая в ее судьбе. Девочка непростая, уже вступившая в пубертат. Мама в последнее время очень много работала, и к весне эмоциональный ресурс истощился. К тому же из-за постоянной усталости она стала себя плохо чувствовать, а Олеся боится людей, которые болеют, потому что «они могут умереть». Таким образом, сложности в состоянии мамы усилили тревоги девочки, и в семье наступил кризис. На сегодняшний день и мать, и дочь посещают психолога, чтобы снизить напряжение в семье и впоследствии начать работать с травмами девочки.

Приемные родители Владимир и Елена, кровные дочери Оксана и Надежда, 13 и 12 лет, приемные сыновья, братья Влад и Олег, 10 и 8 лет.

Мальчики приехали в семью около года назад, адаптация проходила мягко, с небольшими откатами назад. Семейная жизнь наладилась, и родители решили взять еще двоих детей, из того же детдома, что мальчики. Собрали документы, получили направление, пригласили детей погостить. И тут мирное сосуществование в семье рухнуло: началась жесткая конкуренция между детьми, драки, грубое выяснение отношений. Родители отказались от своей идеи, но было поздно: все, что было достигнуто за месяцы адаптации, исчезло, ведь пополнение  в семье – это эмоциональная нагрузка на всех, а не только на родителей. Не выдержала, прежде всего, психика младшего мальчика: он стал плохо учиться и плохо вести себя в школе, дома начались истерики и слезы по любому поводу. Родители посетили консультацию психолога, получили рекомендации. Вместе с куратором были разобраны все факторы, которые привели к этой ситуации, составлен план выхода. Учителю объяснили происходящее с ребенком, теперь он старается уделять ему больше внимания.

Приемная мама Дарья, кровные дети Даниил и Костя, 19 и 18 лет, приемные дочери, не сиблинги, Саша, Семен и Юля, 15, 11 и 9 и лет.

Приемные дети появились в семье Дарьи давно: младшие Семен и Юля – 6 лет назад, а Саша – 3 года назад. Адаптация прошла успешно, все притерлись друг к другу, и, вроде бы, жили хорошо. Впрочем, у Саши была особенность – она не очень любила младших детей, была с ними строга, никогда и ни в чем им не уступала. Дарья воспринимала это просто как черту характера девочки – не очень приятно, но жить можно. Однажды Даше позвонила учительница Юли. У девочки было поцарапано лицо, и в некоторых местах даже виднелись кровоподтеки. Оказалось, что накануне вечером, когда мама была на работе, Саша отхлестала Юлю по лицу. Со слов Саши, они просто играли. Но на игру это было не очень похоже, и приемная мама забила тревогу.  Мы рекомендовали расселить девочек по разным комнатам, и по возможности не оставлять их наедине. Также девочкам показана работа с психологом, семья находится на сопровождении.