Центр поддержки приемных семей в Санкт-Петербурге: отчет за сентябрь 2020
В сентябре в Центре поддержки приемных семей "Найди семью" г. Санкт- Петербурга получила помощь 82 семьи, в которой воспитывается 145 приемных детей, на индивидуальном сопровождении состоит 24 семьи, 33 ребенка.
Специалистами Центра были проведены 84 индивидуальных очных и заочных консультаций:
- социального работника - 5;
- детского психолога - 32;
- взрослых психологов -37;
- дефектолога - 6;
- юриста - 4.
Среди запросов от приемных родителей были:
- вопросы, связанные с адаптацией детей к образовательному процессу в школах;
- вопросы, связанные с чувством тревоги у детей;
- вопросы, связанные с чувством тревоги у родителей;
- вопросы кризисных ситуаций в семьях в связи с адаптацией.
Особого внимания специалистов в сентябре потребовали наши подопечные школьники.
Так, в одной из семей, в которой воспитывается сразу 3 школьника, создалась очень напряженная ситуация.
Родители обратились в наш центр потому, что дети стали «неуправляемыми по утрам, начались истерики, которых раньше не было, ребята отказывались завтракать». Родители признавали, что стали срываться на детей, т.к. «времени совсем мало, они должны понимать, что все торопятся и утро - не время для капризов», «утро превратилось в какое-то сумасшествие, все кричат и плачут».
Специалисты начали работу с родителями и детьми. В процессе взаимодействия стало понятно, что устроенный ранее и размеренный утренний порядок в семье в один момент стал сломался и поддерживать его стало невозможно.
В Санкт-Петербурге в целях профилактики заболеваний начало уроков у каждой параллели классов назначено на разное время. Таким образом, все в школе изменилось. Дети постоянно находятся в одном и том же классе, а не перемещаются по кабинетам как раньше. Им нельзя встречаться с братьями и сестрами на переменах.
Казалось бы, разве может от этого серьезно пострадать эмоциональное состояние целой семьи? Да, к сожалению, может.
Родители, столкнувшись с новшествами, которые сложно вписать в свою жизнь, начали нервничать. Им было сложно обеспечить удобства всем детям одновременно, трудно вписать новые условия, продиктованные школой, в свой рабочий график. Уровень эмоционального напряжения нарастал.
При этом для родителей было очевидно, что это временные сложности, и они уже имели достаточно жизненного опыта для того, чтобы градировать данные сложности как незначительные.
Дети же оказываются в условиях, когда привычное им ранее исчезло, они лишились поддержки друг друга, и, что самое ужасное, родители не справлялись с этим. Их защита и опора «рассыпалась». Эмоциональное напряжение родителей трактовалась детьми как слабость, ребята не понимали, где искать защиты.
В процессе работы со специалистами, помимо индивидуальных консультаций, была проведена встреча со всей семьей, на которой все вместе подробно обсудили каждый этап утреннего порядка, роли каждого в подготовке к рабочему дню.
Дети договорились об условных сигналах, которые можно подавать друг другу во время перемен. Потренировались играть дистанционно с помощью телефона.
На встрече в конце сентября родители говорили, что впервые они наглядно увидели, как их собственное состояние влияет на детей. Рассказывали, что теперь никаких истерик по утрам в доме нет. Каждый знает, что он делает и в каком порядке. По совету специалистов удалось договориться в школе о том, чтобы детей из одной семьи запускали в здание одновременно.
В начале сентября состоялась наша традиционная встреча со школьниками. Мы поздравили их с началом учебного года и вручили подарки.
К сожалению, в связи со сложной эпидемиологической обстановкой, мы были вынуждены отменить привычное мероприятие и встретились с ребятами индивидуально. Мы благодарим всех дарителей, с чьей помощью это стало возможным!