Центр поддержки приемных семей в Санкт-Петербурге: отчет за май 2021

Центр поддержки приемных семей в Санкт-Петербурге: отчет за май 2021
15.06.2021

В мае в Центре поддержки приемных семей "Найди семью" г. Санкт- Петербурга получили помощь 53 семьи, в которых воспитывается 57 приемных детей, на сопровождении состоит 32 семьи,   34 ребенка.

Специалистами Центра были проведены 111 индивидуальных очных и заочных консультаций:

  • детского психолога - 39;
  • взрослых психологов – 36;
  • дефектолога – 10;
  • психиатра-психотерапевта – 10;
  • специалиста по социальной работе - 16.

 В мае прошли 2 групповые встречи ресурсной группы «Теплый круг», в которых приняли участие 12 приемных родителей.

Закончили обучение 11 слушателей Школы приемных родителей (ШПР), для которых было проведено 7 тренинговых и лекционных занятий.

 История семьи (мама Валентина и приемная дочь Оля)

В мае в наш Центр обратилась за помощью семья Валентины. В их с мужем семье воспитывается 5 приемных детей. Все дети успешны в школах, занимаются в различных кружках и спортивных секциях. Валентина с гордостью рассказывает о достижениях своих детей: «Каждый на своем месте лучший! Во всех трех школах фото детей на досках почета. У каждого похвальные листы. Николай и Сергей - чемпионы своей возрастной категории по борьбе, а работа Кати победила в художественном конкурсе района. Марина изучает 3 иностранных языка и хочет начать изучать еще один. Ольга учится в гимназии. Она очень старательная, я предложила ей закончить 2 класса экстерном. И она такая ответственная! Если получит четверку, ужасно расстраивается, может даже плакать, идет договариваться, чтобы исправить, говорит: «Я не должна ошибаться! У нее в комнате идеальный порядок». У меня золотые дети!

Валентина обратилась за консультацией психолога по рекомендации невролога, к которому они обратились в связи с тем, что Оля, плохо засыпает, просыпается по ночам и может сидеть по 2-3 часа из-за невозможности уснуть; также появились страхи и тревога.

Оле 12 лет, она воспитывается в семье Валентины уже 4 года. До этого девочка росла с мамой, приехавшей в Санкт-Петербург из Молдовы беременной. В результате несчастного случая мама Оли погибла, когда дочери было 8 лет.

Органы опеки и попечительства очень быстро среагировали и удалось устроить Олю в приемную семью, минуя сиротское учреждение.

«В первый год Оля была очень замкнутой, хотя мы старались занять ее по максимуму, чтобы она отвлеклась. Она видела, что наши дети постоянно чем-то заняты, мы праздновали их победы и всячески подкрепляли успехи, чтобы Оле тоже захотелось иметь цель. И вот теперь Оля как и остальные, удивляет своими достижениями и она все время старается, чтобы все, что она делает было еще лучше, чем до этого. Она все время трудится, ей даже на еду сложно отвлечься!» - говорит Валентина.

 После встречи психолога и ребенка стало понятно, что у Оли - синдромом отличника.

Это мечта многих родителей. Серьёзный, ответственный, радует хорошими оценками и другими достижениями. Но так ли всё безобидно?

 Несмотря на то, что дети с подобным синдромом объективно успешнее многих своих сверстников, у детей с синдромом отличника заниженная самооценка – они постоянно принижают уже имеющиеся результаты, зависимость от оценки окружающих – им кажется, что они достойны любви только в том случае, если они будут успешны, болезненное отношение к критике – у ребенка словно рушится мир: «Так и знал, что не получится, теперь все будут думать, что я плохой и никчемный»; постоянное эмоциональное напряжение и беспокойство, тревожность – нет уверенности, что сделал правильно, постоянные мучения, действительно ли готов к уроку.

Валентина получила рекомендации специалиста:

  • разрешать и учить ошибаться (например, играть в «Неправильные ответы»);
  • снизить градус восторгов относительно результатов и хвалить за процесс (особенно за систематический отдых);
  • больше проявлять заинтересованности в школьной жизни, а не оценках;
  • организовывать ситуации нормативного проигрыша (семейные игры, где кто-то всегда проигрывает, но при этом получает поддержку);
  • не сравнивать успехи Оли с успехами других детей;
  • пообщаться с классным руководителем, ведущими и тренерами кружков и секций и попросить их делать правильные акценты.

 Оля посещала психолога в нашем Центре. Через 3 недели Оля получила двойку и аккуратно спросила маму, можно ли ей не исправлять ее. Валентина едва не обрадовалась двойке пуще пятерки и, сдержавшись, сказала только: «Конечно!».

Оля стала реже просыпаться по ночам. Работа с семьей продолжается. Впереди прикосновение к травме утраты.