Центр поддержки приемных семей в Санкт-Петербурге: отчет за июль 2020

Центр поддержки приемных семей в Санкт-Петербурге: отчет за июль 2020
11.08.2020

В июле в Центре поддержки приемных семей "Найди семью" г. Санкт- Петербурга получили помощь 24 семьи, в которых воспитывается 34 приемных ребенка.

Специалистами Центра были проведены 56 индивидуальных консультаций:

  • социального работника - 3;
  • детского психолога - 20;
  • взрослых психологов – 27;
  • дефектолога – 3;
  • юриста - 3.

 На консультациях родители обсуждали со специалистами:

  • свои границы во взаимодействии с детьми;
  • вопросы саморегуляции родителей;
  • вопросы диагностики готовности детей к школе;
  • вопросы планирования совместного отдыха с детьми;
  • правильно ли использовать каникулярное время для повторения и закрепления изученного в школе.

 В июле мы продолжили работать с приемными семьями в онлайн –формате.

История семьи В. (все имена изменены):

 К нам обратились приемные родители 11-летней Оли. Девочка воспитывается в семье 9 месяцев, и родители очень нервничали из-за ее учебы.

Оля закончила 2 класс, но несмотря на то, что она старше своих одноклассников, учеба давалась ей трудно, слишком много было упущено в детском доме. При этом Оля – умная девочка, и этот факт вызывает удивление и у учительницы, и у приемных родителей.

«Мы бы поняли, если бы она по медицинским, физиологическим параметрам не могла, но она ведь может! Значит, она не хочет! – говорила мама. - Мы уже два месяца по очереди с мужем занимаемся с ней уроками, чтобы наверстать во время каникул то, что дети прошли в школе, но она не продвигается! Как только мы садимся делать уроки, Оля начинает смотреть в одну точку и не реагирует на нас. Она измывается над нами, Оля же видит, как мы расстраиваемся из-за этого. Я плачу, потому что у меня нет сил бороться. Муж срывается на крик, он тоже считает, что это издевательство. Ей нравится доводить нас, может быть она не хочет жить с нами, может быть ей нужна другая семья?».

Специалисты начали работать и с родителями, и с девочкой. Нам было очевидно, что семья находится на стадии адаптации, а это очень сложный период для всех участников процесса.

Родителям очень трудно - им достался во многом сформировавшийся уже человек, которого они не знали с рождения, не успели к нему привыкнуть, изучить его характер, научиться понимать его. Адаптация требует огромного напряжения душевных сил, что, конечно, не может не отражаться на реакциях и поведении.

Оле тоже очень трудно. Новая квартира, новый образ жизни, новые, совершенно непонятные для девочки требования: надо причесываться, мыться. И самое пугающее - новая школа. Неудивительно, что она защищалась, буквально отключая сознание и погружаясь в спасительный ступор, позволяющий не видеть, не слышать, не чувствовать, не бояться.

Специалисты рассказали родителям, что дело не только в стрессе и непривычной для ребенка обстановке. Сниженная самооценка, неверие в свои силы – очень частая проблема детей-сирот. С точки зрения ребенка, он сам виноват во всем, что происходило в его жизни: «У хороших девочек мамы и бабушки не умирают», «Таких, как я, всегда бросают, потому что я не заслуживаю любви». Убеждения эти настолько глубоко укореняются в сознании ребенка, что изменить их очень трудно.

Главная задача родителя – создание условий безопасности и забота. Учеба всегда включает в себя оценку, она часто бывает критическая, что плохо сказывается на отношениях между родителями и детьми. Именно поэтому мы не рекомендуем родителям брать на себя роль учителей.

Родители Оли пригласили для дочери репетитора, и ситуация стала улучшаться на глазах. Папа Оли говорит: «Мы же хотели помочь, мы не могли представить, что все дело в этом! Оля охотно занимается с педагогом и делает успехи! Нам теперь не нужно тратить такое огромное количество сил на школьные занятия. Я с интересом общаюсь с дочерью, а она с горящими глазами делится со мной тем, что узнала нового… Наши отношения заметно улучшились!».

Работа с семьей продолжается.