Центр поддержки приемных семей в Санкт-Петербурге: отчет за февраль 2021

Центр поддержки приемных семей в Санкт-Петербурге: отчет за февраль 2021
22.03.2021

В феврале в Центре поддержки приемных семей "Найди семью" г. Санкт- Петербурга получила помощь 49 семья, в которых воспитывается 63 приемных детей, на сопровождении состоит  32 семьи, 37 детей.

 Специалистами Центра были проведены 116 индивидуальных очных и заочных консультаций:

  • детского психолога - 49;
  • взрослых психологов – 37;
  • дефектолога – 8;
  • психиатра-психотерапевта – 6;
  • социального работника - 16.

 Прошли 2 групповые встречи ресурсной группы «Теплый круг», в которых приняли участие 12 приемных родителей.

 История семьи

В феврале в нашем Центр обратилась за помощью опекун – кровная бабушка девочки Даши 14 лет.

Даша с младенчества воспитывалась бабушкой, т.к. ее мама и до беременности, и во время, и после нее страдала наркотической зависимостью.

Бабушка очень расстраивалась. Пыталась вразумить свою дочь, призывала к ответственности и заботе о ребенке, но зависимость была сильнее.

Бабушка не смогла этого принять и, осудив, отреклась.

«Все эти годы я говорила внучке, что сделаю все, чтобы она не выросла как ее мать! Объясняла, что жизнь ее никчемной матери – ужасный пример слабого человека! Рассказывала, какой она была прекрасной маленькой девочкой, а потом связалась с дурной компанией, потому что сама – дура, беспринципная наркоманка! И однажды, представляете, Даша мне говорит: «Нет! Она не такая!». Да откуда ей знать, какая она?! Она ее и в глаза то не видела! Говорю ей: «Учись, чтобы не быть как она, некогда будет по улицам бегать!»».

Слушая этот рассказ, специалисты уже точно знали, зачем бабушка пришла к нам в Центр, на что будет жаловаться.

Да, Даша «перестала учиться, стала прогуливать уроки, тянется на улицу -лишь бы шляться, а недавно пришла домой и от нее пахло алкоголем! История повторяется, она тоже скатится, как и ее мать!».

Увы, у этой истории есть все шансы повториться. Почему же так происходит? Почему практически все обращения кровных опекунов выглядят одинаково?

Каждый из нас в юности переживает кризис, который психологи называют кризисом идентичности. Это значит: человек пытается осознать, кто он, что для него важно, какие начала и ценности образуют его неповторимое «я».

Если все, что ребенок знает о маме - что она никчемная наркоманка, это знание начинает обретать над ней огромную власть. Она уже не Даша, живой человек с набором разных качеств. Она дочь наркоманки. Это осознание – тяжелая ноша. Нести ее всю жизнь – очень большое напряжение. И так или иначе жизнь ребенка будет проходить под дамокловым мечом выбора, очень ограниченного и потому кажущегося ненормально значимым: стать наркоманкой, как мать, или нет? Чем больше будет давления, угроз, опасений по этому поводу у бабушки, тем большей значимостью и силой наделяется «роко­вой» выбор. Ребенок оказывается на распутье, кого предать и кому хранить верность - матери или бабушке.

Специалисты начали работу с семьей. Бабушка была ошеломлена полученной от психолога информацией. Ей было очень не просто отказаться от убеждения, что «черное – всегда черное, а белое – только белое». Состоялась совместная встреча нашего специалиста, бабушки и Даши, на которой бабушка рассказывала Даше, что хорошего есть в ее маме. В этом рассказе было много тепла, и бабушка, и Даша плакали.

Уже через неделю мы могли видеть, что между бабушкой и девочкой появилось нечто невидимое, но очень ощутимое. Даша стала чаще смотреть бабушке в глаза, старается помочь ей раздеться, ухаживает за ней.

Работа с семьей продолжается.