Центр поддержки приемных семей в Нижнем Новгороде: отчет за май 2018

Центр поддержки приемных семей в Нижнем Новгороде: отчет за май 2018
13.06.2018

В мае Нижегородский Центр поддержки приемных семей курировал 20 семей, воспитывающих 39 детей. Эти семьи получали комплексное сопровождение (помощь соцработника, психолога, юриста), а также посещали психотерапевтическую группу и участвовали в совместных детско-родительских досуговых мероприятиях. Психолог Центра провел 7 индивидуальных сессий для трех семей. 3 семьи (9 детей) посетили цирк-шапито. Во встречах психотерапевтических групп приняли участие представители 5 семей, воспитывающих 6 детей.

История Димы и Полины

В январе этого года к нам через социальные сети обратилась приемная семья: бабушка Татьяна Васильевна и ее двое внуков Полина и Дима, близнецы двух лет. Про существование детей опекун узнала полгода назад, тогда же и взяла их под опеку.

Семья переехала к нам из другой области, потому что бабушка считала, что в большом городе она сможет вылечить внука Диму (у мальчика ДЦП) и вообще лучше «поднять» детей. Но чтобы поставить официальный диагноз и оформить инвалидность для внука, а значит, необходима прописка нашей области. Знакомых у Татьяны Васильевны здесь не было, а у детей вообще не было никакой прописки, мать их не зарегистрировала.

К решению проблем подключилась куратор Анастасия, ей удалось найти людей, которые вызвались прописать семью. И сразу после этого начались приемы у врачей, обследования, анализы, и в итоге по прошествии нескольких месяцев диагноз был поставлен и инвалидность оформлена.

Татьяна Васильевна очень беспокоилась за то, что Полине приходится сидеть в поликлиниках вместе с ней и Димой. Семейный куратор помогла ей оформить заявку на садик в электронной системе, а затем сходила вместе с ней на прием к начальнику Управления образования – и в итоге девочка пошла в садик!

Но на этом работа не закончилась. Анастасия нашла организацию, где реализуются специальные программы помощи и реабилитации детей с ограниченными возможностями и их родителей. Теперь Татьяна Васильевна получает специализированную психологическую помощь. Также у нее появился круг общения среди семей с подобными диагнозами, а значит источник совета и поддержки. 

"Русские витязи", тигры Орландо и много другого интересного ...

18 мая наши подопечные побывали на увлекательном представлении цирка "Шапито". Представление, которое длилось два с половиной часа, прошло на одном дыхании. Шикарный, на 1500 мест, шатер цирка оснащен современным сценическим оборудованием и освещением - все номера сопровождались лазерным шоу. 

Уже в начале представления жонглёры-акробаты задали тон, который поддержал клоун Дима: зритель постоянно был вовлечен в действие. Также большую радость и интерес зрителей вызвали дрессированные собаки. 

Но самое интересное происходило во второй части представления: дрессированные тигры Орландо (вид бенгальского тигра) в чёрно-коричневых полосах на белом мехе и голубыми глазами вызвали восхищение и полный восторг зрительного зала. 

Еще один номер заслужил продолжительные овации - мотобайк шоу. Бесстрашные «Русские витязи» показали мастерство и виртуозность управления мотобайками. 

Поход в цирк – это всегда прикосновение к волшебству и отличное настроение, а для наших подопечных семей это еще и опыт проведения совместного досуга, общие впечатления и воспоминания, которые останутся на будущее, то есть опыт настоящей семейной жизни.

Встречи группы «Чаепитие у камина»

На девятой встрече мы говорили об изменениях в жизни участниц за время терапии. Радует то, что они научились опираться на свои собственные ресурсы, и также стали более гибкими в отношениях со своими близкими. Наши подопечные все лучше защищают свои границы, различают свои ощущения, чувства и потребности и прямо говорят о них. Например, в конфликтах с детьми и мужьями они прямо говорят о своих чувствах и своих потребностях, четко выражают свою позицию. При этом и к границам и потребностям своих родных они стали относится более уважительно и внимательно. Так одна из участниц перестала «тянуть» свою внучку в деревню:  «не хочешь в деревню, не увлекает тебя занятия садом и огородом - неволить не стану, в конце концов, это мой интерес».

Во второй части все делились наболевшим: тем, что произошло и переживалось за неделю. Одной из тем была тайна приемности: некоторые родители не посвящают детей в то, что ребенок приемный, но даже если ребенок знает, что он не кровный, эта тема для родителя актуальна. Существующая тайна идет ли на пользу отношениям и близости? Как принять существование кровных родителей? Как поговорить с ребенком о его родителях? Это тяжелые вопросы. Участницы поделились тем, как выстроена их семейная система, с какими чувствами они сталкиваются, когда говорят с детьми об их родителях, как сами к ним относятся. Многие опекуны не препятствуют общению детей и кровных родителей, помогают им принять ситуацию, однако внутри себя переживают разные чувства: вины, иногда злости и т.д., мы разбирали, откуда это берется, как это принять.

Десятая встреча группы была последней, снова мы соберемся только в сентябре. Мы подводили итоги нашей работы, и вот каких результатов мы достигли. 

Наши приемные мамы стали больше обращаться к себе, к своим чувствам, состояниям и личному отношению к тому или иному событию. В начале группы они рассказывали о себе только в контексте отношений, которые складывались между ними и детьми, практически не сообщали, что же они при этом чувствуют, границы детско-родительских отношений зачастую были размыты. Мы работали над этим каждую встречу. Психолог Евгения постоянно обращалась с вопросом к участницам: «А что вы чувствуете при этом?», говорила о своих чувствах, возникающих в процессе разговора, другие участницы тоже давали обратную связь, это очень помогало разобраться в себе и принять подчас трудное решение. Мы исследовали, как отдать ответственность своему ребенку, что вообще можно отдать ему на откуп, а где нужно забрать власть и настаивать на своем. Очень много страхов присутствовало в этом процессе: за успехи ребенка, его будущее, безопасность, за то, что же подумают о самом опекуне. Вот, например, опекун рассказывал, что ее сын готовился и сдавал экзамены без какого-либо участия и вмешательства с ее стороны. Представляете, как это психологически сложно для матери? И ведь сдал достаточно хорошо!

Второе важное событие: наши мамы стали более ресурсны. Они стали следить за тем, как они восстанавливают свои силы, проводить досуг так, как им нравиться, избегать того, что разрушает их. Одна мама поделилась с нами, с каким удовольствием и отдачей она отдыхала недавно: покупки (разные женские штучки), общение с подругами … Да что там, она принесла нам показать свои покупки, вы бы видели выражение радости и озорства на ее лице!

И еще меня радует то, что мамы перестали понапрасну вмешиваться в отношения между папами и детьми. Стали кооперироваться с ними в решение важных вопросов.

Итак, целый калейдоскоп жизненных ситуаций и чувств мы исследовали: вина, стыд, страх, раздражение, злость, радость. И надеюсь, научились их обнаруживать и проживать.