Центр поддержки приемных семей в Нижнем Новгороде: отчет за февраль 2019

Центр поддержки приемных семей в Нижнем Новгороде: отчет за февраль 2019
08.03.2019

В феврале Нижегородский Центр поддержки приемных семей курировал 25 семей, воспитывающих 42 ребенка. Эти семьи получали комплексное сопровождение (помощь социального работника, психолога, юриста), а также участвовали в групповых психологических тренингах. Социальный работник курировал 7 семей, воспитывающих 14 детей. Психолог Центра провел 14 индивидуальных консультации для 8 семей, воспитывающих 14 детей. Юридическое сопровождение (консультации, подготовка документов, сопровождение в суде) получили 8 семей, в которых воспитываются 11 детей, всего было 8 консультации. В феврале прошел тренинг «Работа с эмоциональным выгоранием у работников социальных служб», в котором приняли участие 15 человек: сотрудники КДН, опеки и попечительства, также тренинги «Неконфликтное общение», «Преодоление проблемного поведения детей» в котором приняли участие 7 клиентов Центра, воспитывающих 11 детей. 

Тренинг «Работа с эмоциональным выгоранием у работников социальных служб»

Тема эмоционального выгорания особенно актуальна для специалистов так называемых «помогающих» профессий. К «группе риска» относятся и сотрудники социальных служб - ведь их обязанностью является забота о других людях, их рабочий день может длиться чуть ли не круглые сутки, и самое большое удовлетворение они получают, когда видят позитивные результаты своей профессиональной деятельности. Поэтому 8 февраля психолог нашего центра поддержки приемных семей "Найди семью" провел специальный тренинг для социальных работников, чтобы помочь им выявить у себя признаки эмоционального выгорания и научиться с ним бороться.

Участники тренинга познакомились с критериями оценки уровня собственного эмоционального выгорания, обсудили основные реакции организма на эмоциональный перегруз на работе, а затем под руководством психолога отработали способы помощи себе при возникновении негативных реакций.

Тренинг «Неконфликтное общение»

Когда в общении или деятельности интересы одного человека противоречат интересам другого, возникает конфликт. И тогда, во-первых, мы не можем построить продуктивного взаимодействия, добиться результата, а во-вторых, «отрываемся» на ком-то не причастном к конфликту, зачастую это наша семья. Но в надвигающемся конфликте можно увидеть ресурс и использовать его энергию не для столкновения, а для изменения, построения чего-то нового. Именно это и предложил участникам тренинга психолог нашего центра «Найди семью» в очередной встрече 15 февраля.

В основе возникновения конфликта лежит чья-то неудовлетворённая или ущемлённая потребность: в любви, в уважении, в том, чтобы быть признанным в своей роли взрослого человека, начальника, отца (матери)… и другие. Поэтому для дальнейшей работы ведущая познакомила участников с основными потребностями человека. Также подопечные центра познакомились с техниками снятия излишнего напряжения (злости, агрессии). И самым важным явилось то, что участники отработали навык бесконфликтного общения, основанные на уважении потребности другого.

Тренинг «Преодоление проблемного поведения детей» 

Постоянные участники группы уже знают, что основные конфликты в нашей жизни возникают от того, что наши базовые потребности оказываются ущемлёнными. Также невозможность удовлетворить свои потребности лежит в основе тревожности, которая может зародиться в человеке с раннего детства и стать его спутницей на всю жизнь. Неудивительно, что на тренинге 22 февраля психолог нашего центра "Найди семью" снова прикоснулся к теме базовых потребностей.

Все участники в том или ином виде столкнулись с проблемами воспитательного характера. А что такое вообще воспитание? Почему одни дети «воспитываются сами», а на воспитание других уходит столько сил? Отчего это зависит? Вот с этим и разбирались участники с помощью ведущей.

Сначала подопечные центра познакомились с концепцией «плющевого» воспитания, это о том, как научить ребенка, не применяя физического насилия и психологического давления, делать правильный выбор. Также в упражнениях участники смогли попробовать себя в роли маленьких детей и подростков, понять на практике, что без удовлетворения базовых потребностей ребёнок не может полноценно развиваться, «распробовать», как сложно детям объяснять свое поведение или какую-либо сложную ситуацию взрослому. Затем участниками была опробована методика активного слушания. А в завершении встречи ведущая раздала памятку «7 шагов преодоления проблемного поведения детей» собственной разработки.