Центр поддержки приемных семей в Москве: отчет за январь 2020

Центр поддержки приемных семей в Москве: отчет за январь 2020
09.02.2020

В январе помощь Центра поддержки приёмных семей “Найди семью” в Москве получили 38 семей, где воспитываются 94 ребенка.

На индивидуальном сопровождении находились 35 семей, воспитывающие 89 детей.

Специалистами  Центра  были проведены 63 индивидуальные консультации:

  • детских психологов -  41;
  • взрослых психологов - 8;
  • детско-родительских – 4;
  • юридических - 5;
  • социальных - 5.

Продолжилась и групповая работа. Состоялось одно занятие ресурсной группы с психологом и одно занятие психотерапевтической группы для взрослых (на групповых занятиях для взрослых присутствовало 15 родителей). Кроме того, продолжила работу детская игровая группа (психологи провели два занятия, на занятиях присутствовало пятеро детей в возрасте 5-7 лет).

Психотерапевтическая группа.

Участники группы вместе с психологом разбирались в двух волнующих их вопросах. Первым был вопрос о способах поддержать внутренние силы и хорошее настроение. Приемные родители часто переживают стресс, и многие заедают его сладостями. На занятии родители искали альтернативные варианты быстрого поднятия уровня окситоцина и эндорфинов (гормонов счастья), придумывали экспресс-способы поддержать себя, например, сказать себе вслух добрые, ласковые слова. Второй проблемой, которая беспокоила всех, были детские страхи. Одна из мам рассказала, что ее 5-летний ребенок стал часто задавать вопросы о смерти, о том, кто первый умрет, его пугало, что раз мама старше, то значит, первой умрет она. В процессе разбора ситуации психолог помогла осознать тревогу самой мамы, которая в одиночку воспитывает двоих детей. Специалист объяснила, как лучше обсуждать с детьми тему смерти, что тоже нашло большой отклик в группе.

Ресурсная группа.

На занятии ресурсной группы обсуждалось взаимодействие с детьми, выстраивание границ, способы разрешения конфликтных ситуаций. Психолог предложила сделать упражнение, которое помогает осознать двойственные чувства родителя в конфликте, когда ребенок отвергает помощь взрослого и взрослый уже не видит смысла дальше вести диалог с ребенком. Далее разбирали, как вести себя родителю в острых эмоциональных моментах, когда эмоции отключают логику и возможность здраво мыслить. Делали упражнение на приведение себя в стабильное спокойное состояние, чтобы помочь ребенку не на эмоциях, а с пониманием его истинных интересов.

Участники группы постепенно учатся не только решать собственные проблемы, но и оказывать другим эмоциональную поддержку. На прошлой встрече к группе присоединилась новая участница, которая с опаской говорила о себе. Другие приемные родители поддержали ее, поделились своими знаниями, опытом и теплом. И на этой встрече она стала говорить больше и даже начала улыбаться!

 Игровая группа.

В детской группе психологи отмечают видимый прогресс у детей. Занятия начинаются с общего приветствия всех участников, потом начинается общая сюжетно-ролевая игра, дети выбирают любые роли, на что хватает фантазии. Они придумывают себе костюмы, характер своих героев, их возможные суперспособности; сюжеты стали более закрученными, интересными,  дети сами становятся сочинителями, придумывают выходы из сложных ситуаций по мере продвижения сюжета.

Занятия в игровой группе восполняют недостаток игровых навыков детей и являются полезным  дополнением к личной терапии, которую получают некоторые из детей. Специалисты отмечают, что благодаря игровой терапии в группе ребенок делает успехи и на индивидуальных консультациях: появляются новые, более глубокие способы выражения себя, своих эмоций и переживаний. В результате терапия ребенка выходит на новый качественный уровень.

 

* Проект реализуется при поддержке Грантов Мэра Москвы для социально ориентированных НКО Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы.