Центр поддержки приемных семей в Лобне: отчет за январь 2019

Центр поддержки приемных семей в Лобне: отчет за январь 2019
05.02.2019

В январе 2019 года различную помощь Центра поддержки приемных семей получали 13 семей, на индивидуальном сопровождении находились 6 семей. Кроме того,  занятия в психотерапевтических группах посещали 9 младших школьников, в двух группах для подростков занимались 17 детей, а  в двух группах для родителей -  18 мам и пап. 

Группа младших школьников

В этом месяце мы запустили новую группу. На данный момент в нее записаны 9 ребят (7 мальчиков и 2 девочки). Первые две встречи, которые мы провели в этом месяце, направлены на знакомство и сплочение детей. Всем родителям,перед началом занятий группы мы раздали анкеты, в которых попросили отразить важные сведения об их ребенке – интересы, данные о истории ребенка и его опыте, актуальные трудности и родительский запрос на работу. Это позволяет нам быстрее и лучше понять особенности ребят, травматичный опыт и особенности поведения.

Групповая форма работы направлена на снижение уровня тревоги, работу с коммуникативными трудностями, эмоциональным интеллектом  и развитием рефлексии. Мы используем большое количество игр, а также элементы арт-терапии. Ребятам очень нравятся задания за столами – мы говорили о качествах (записывая их на лепестках ромашки), учились видеть свои умения (дерево достижений) и даже представляли собственное имя в виде образа. 

Группа подростков (11-14 лет)

В этом месяце  в данной группе прошла одна встреча, поскольку во время зимних каникул большая часть участников разъехалась. Ребята очень соскучались  друг по другу и были очень рады встрече, начались оживленные разговоры о каникулах и новостях. На встрече мы проводили большую психологическую игру: на ковре расположился большой лабиринт, заранее расчерченный для встречи. Эта игра требовала большой сплоченности участников, т.к. группе нужно было последовательно провести каждого по лабиринту, используя только голос (не более одного слова за раз), соблюдая последовательность и очередность в высказываниях и регулируя игрока. Тренинг в этот раз был очень эмоциональным  и ярким, вызвал много мыслей ребят. Основной задачей, которую мы преследовали, была тренировка эмоциональной регуляции, саморегуляции в двигательной и речевой сфере, тренировка активного внимания. С этим у многих ребят наблюдаются трудности. 

Группа подростков (14-17лет)

В январе нам удалось запустить еще одну группу, ее посещают ребята  14-17 лет (старшие подростки).  Ребята в этой группе имеют разный опыт (кто-то в семье с раннего возраста, кто-то провел 12 лет в детском доме) и трудности. Группа направлена на развитие коммуникативных навыков, работу с комплексами, вопросы самоопределения (личностного и профессионального), темы безопасности и целеполагания.

Ребята в группе очень приветливы, дружелюбны, но при этом сильно повышена тревожность и эмоциональная лабильность. Одной из участниц потребовалось две индивидуальные  встречи, чтобы снять тревогу перед приходом в группу – девочка очень боится новых коллективов, ей трудно выражать себя. Двое подростков попросили контакта по телефону – важно было задать вопросы, т.к. волнение и тревога были очень сильны. «А сколько человек будет в группе?»,  «А будет ли кто-то из моей школы?»,  «А все ли они из приемных семей, боюсь что кто-то узнает и будет смеяться?», «А сколько девочек?», « Кто-то придёт в следующий раз в первый раз?» - целое море вопросов.

На группе основной задачей мы ставили  познакомить участников, прояснить правила (конфиденциальности, добровольности, правило «Стоп!»),   создание доверительной и безопасной обстановки. Для этих целей мы использовали работу в парах, разминочные упражнения и игры. За две встречи проведено две большие психологиеские игры – адаптированный вариант упражнения «Джеффа» и игра «Псикреты для подростков». Со слов ребят, особенно ценным опытом было услышать, что у многих участников такие же трудности как у них. С помощью анонимного опроса на второй встрече мы также собрали информацию об их личных запросах и темах, которые интересуют. 

Ресурсная группа для родителей № 1

Эта родительская группа запущена нами еще в ноябре 2018, в ней 10 родителей которые постоянно ее посещают. Для безопасности участников и продуктивности работы группа закрытая (в нее не принимают новых участников). С января данная группа продолжит встречи в формате 1 раз в месяц, перейдя в поддерживающий формат и работу по профилактике  родительского выгорания.

В этом месяце у нас состоялась одна встреча (4,5 часа), темой  которой стала больная для большинства приемных родителей проблема:  «Прошлое ребенка. Кровная семья. Как говорить о сложных темах». Группа прошла очень эмоционально, было много вопросов: «Как я могу сказать ему, что его кровная семья такая…», «В каком возрасте и как преподнести информацию?», «Мне трудно с собственными чувствами, когда я затрагиваю эту тему», «Я очень боюсь, что с ребенком произойдет то же самое», «Гены или воспитание»… Тема была не простой, и начали мы ее с психодраматических упражнений, а также погружения в собственную семейную историю. Использовали техники построения генограммы и вопросов по осознанию собственной истории, а далее перешли к обсуждению теоретических моментов про обсуждение прошлого ребенка. На этой встрече родителям были выданы большие теоретические выкладки, исходя из проблем и прошлого ребенка в каждой семье. Мы адаптировали их под различные возраста и опыт ребенка.

«Я чувствую, что-то меняется внутри меня. Что-то очень важное… Каждый раз выходя отсюда я ощущаю как становлюсь все ближе и ближе к своему ребенку. Хочется скорее обнять его», – Один из отзывов участницы группы. 

Ресурсная группа для родителей № 2

В январе нами запущена еще одна ресурсная группа для родителей. Многие из родителей очень ждали ее открытия. В этом месяце мы провели 2 встречи. Группа будет проходить 1 раз в две недели, продолжительность (3-4,5 часа), и с февраля также перейдет в закрытый формат.

На первой встрече мы знакомились, делились актуальными трудностями, обсуждали и формулировали правила группы, а также ставили цели наших встреч. Нами был предложен различный формат работы, который включает и информационные блоки и разбор кейсов, а также поднятие тем по запросам группы. Мы обозначили темы, которые кажутся актуальными и попросили родителей также составить список тем, которые им важны, но не вошли в наш план. Далее совместно мы голосовали с помощью стикеров, выбирая и ранжируя темы, что позволило нам составить план работы группы. Также в конце встречи мы проводили достаточно ресурсное упражнение, на понимание своей родительской позиции и роли.

На второй встрече мы работали с темой эмоционального выгорания родителей, а также работы с ресурсами. Мы использовали на встрече работу с метафорическими картами, которая получила большой положительный отклик от родителей. Также на руки они получили весь конспект материала занятия. На встрече мы также работали с бланками ресурсов и оценки сфер жизни, куда этот ресурс тратится ими ежедневно. В конце занятия мы провели релаксационную технику с морской визуализацией. После говорили о технике медитаций, как об одном из инструментов самопомощи. Даны рекомендации по приложениям.