Центр поддержки приемных семей в Лобне: отчет за сентябрь 2018

Центр поддержки приемных семей в Лобне: отчет за сентябрь 2018
07.10.2018

В течение сентября помощь Центра получали 45 детей из принимающих семей, по индивидуальным программам сопровождения работают 24 приемных ребенка и шестеро родителей. 

В сентябре в Центре возобновились все программы, которые работали у нас в прошлом учебном году.

За лето в Лобне стало больше приемных семей: 12 детей приемные родители привезли из разных регионов РФ. Увеличилось и количество детей, находящихся под родственной опекой (в основном, это дети асоциальных родителей, которых воспитывают бабушки). Как правило, в опекунских семьях кровных родители (мамы) детей живы, но лишены или ограничены в родительских правах. Наш Центр постоянно мониторит ситуацию с кровными родителями этих детей и, в случае запроса, оказывает поддержку в восстановлении родительских прав. Правда, пока это случается очень редко.

Последний раз такой случай был в мае, когда мама девочки, подопечной нашего Центра, которой мы помогали решить проблемы в учебе, восстановилась в родительских правах и забрала свою дочь из приюта (девочка была помещена туда на время тяжелой болезни бабушки). Мы продолжаем поддерживать отношения с этой семьей, и сейчас у мамы с дочерью все в порядке: у них хорошие отношения, девочка учится, мама работает и вполне в состоянии не только содержать дочь, но и оплачивать ей дополнительные занятия с педагогами.

В начале сентября Центр организовал раздачу подарков он БФ «Найди семью» тем детям, которые не смогли по разным причинам принять участие в празднике в детском центре «Кидзания» 16 августа. Все ребята получили такие необходимые в учебе канцелярские принадлежности, фломастеры, карандаши, ручки BIC. А наши первоклассники – еще и отличные портфели.

22 сентября Центр в очередной раз организовал диспансеризацию для приемных семей, во время которой 45 детей получили необходимые консультации узких специалистов, сдали анализы и прошли назначенные обследования. В нашем городе в приемных семьях воспитывается очень многодетей с ограниченными возмозностями здоровья, поэтому помощь в получении медицинских услуг является одним из очень востребованных направлений нашей деятельности.

27 сентября Центр провел общее собрание опекунов, посвященное школьным проблемам наших подопечных. Собрание посетили 48 опекунов. Практически у всех приемных детей обучение в школе вызывает серьезные трудности, поэтому для родителей грамотно выстроить взаимоотношения со школой очень важно. Если педагоги и школьная администрация будут четко понимать, в чем особенности наших детей и как с ними работать, многие конфликты будут решаться проще, а наши подопечные будут чувствовать себя в школе более спокойно и уверенно. Именно о том, как правильнее объяснять учителям, что за дети приходят к ним в класс, мы и говорили с нашими опекунами. В октябре мы планируем организовать специальный семинар для социальных педагогов школ Лобни, посвященный особенностям работы с приемными детьми.

В течение всего психолог нашего Центра Екатерина Пашинина продолжала активно работать с приемными семьями в рамках индивидуальных консультаций. Екатерина провела 17 консультаций для детей и родителей. Также в течение месяца мы вели запись на психотерапевтические группы (уже сейчас в две детских и одну взрослую группу записано 17 детей и подростков и 6 взрослых), работа которых начнется в октябре. 

Трудные препараты для трудного Вани (история продолженного сопровождения)

 В течение нескольких месяцев прошлого учебного года психолог нашего Центра работала с семьей Дарьи Б. и ее приемного сына Вани. Мама жаловалась на неуправляемое, агрессивное поведение мальчика, и после нескольких консультаций психолог рекомендовал показать мальчика психиатру. Тогда к работе психолога была добавлена лекарственная поддержка ребенка. Но мама воспринимала лечение у психиатра достаточно сложно и болезненно, постоянно высказывала опасения, что препараты могут вредить ребенку. После проработки этой темы с нашим психологом Дарья приняла предложение не отменять лечение и понаблюдать за поведением Вани.

В конце августа, после возвращения с каникул, Дарья снова обратилась в Центр за консультацией. Все лето она вела дневник поведения сына Вани, фиксируя изменения в поведении в соответствии с дозировками принимаемого ребенком препарата. Это достаточно сложная и болезненная тема для семьи. Мы поддерживаем контакт с врачом, совместно выстраиваем программу развития и подхода к ребенку и семье.

За летний период мама фиксировала ухудшение состояния Вани (у мальчика случались приступы агрессии, быстрой возбудимости, нанесения вреда себе и навязчивой фиксации на темах страшного, злого, противного). По назначению врача родители поднимали дозировку препарата несколько раз и дошли до максимального значения. На первой встрече с психологом Дарья была взволнованной и тревожной: «Мы не можем все время быть на препарате, он не помогает, есть негативные изменения». Мама высказывала опасения, что препарат останавливает развитие ребенка и мешает налаживанию отношений в семье.

После того, как удалось снова установить хороший контакт, Дарья призналась, что впервые почувствовала тревогу после посещения участкового педиатра, считающего, что показаний для приема назначенного психиатром препарата нет, а после препарата ребенок не будет развиваться и станет умственно отсталым. С тех пор женщине начало казаться, что ребенок тормозит в развитии и ничем не интересуется.

Однако проведенная психологом углубленная диагностика показала, что у Вани есть некоторые трудности в развитии игровой деятельности (игры носят манипулятивный характер), а также снижена функция внимания. При этом в остальных сферах развитие ребенка полностью соответствует возрасту, а значит никаких признаков умственной отсталости нет и в помине.

В результате работы с психологом Центра Дарье удалось снять повышенную тревожность в связи с лечением Вани у психиатра. Сейчас при активной работе с мальчиком психиатр постепенно снижает дозу препарата, а поведение ребенка стало значительно более спокойным, он легко и с удовольствием выполняет домашние задания и активно сотрудничает со специалистом. Улучшился и контакт мальчика с мамой.

В результате семья пока останется на индивидуальном сопровождении, которое будет по-прежнему осуществляться в связке с лечением у психиатра.