Центр поддержки приемных семей в Лобне: отчет за октябрь 2020
В октябре 2020 года в Центре поддержки приемных семей "Найди семью" г. Лобня Московской области получили помощь 42 семьи, в которых воспитывается 70 приемных детей, индивидуальное сопровождение получали 10 семей, воспитывающие 25 детей. .
Специалистами Центра были проведены 56 индивидуальных консультаций:
- социального работника - 29
- детского психолога - 16
- взрослого психолога – 11.
В октябре в Центре сопровождения продолжили занятия 4 группы: младшие школьники, две подростковые группа (12-14 и 15-18 лет), и ресурсная группа для родителей.
В групповых занятиях в октябре приняли участие:
- в ресурсных группах для родителей 16 человек (2 занятия)
- в группах для детей –28 человек (8 занятий).
В октябре прошло 4 встречи в группе младших школьников.
Первая встреча была направлена на формирование навыков самоконтроля, внимания и концентрацию. Сначала все играли в подвижные игры, что способствовало снятию напряжения и развития концентрации внимания. А затем было упражнение «Групповое рисование по кругу», направленное на сплочение и формирование доверительных отношений в группе.
Вторую встречу мы посвятили теме «Наши чувства и эмоции»: говорили про вербальное и невербальное проявление настроения и чувств, учились определять эмоции по выражению, в ходе настольной игры пробовали определить чувства и моделировать свое поведение на предложенные ситуации.
Третья встреча стала продолжением предыдущей. С помощью цвета мальчики и девочки определяли эмоции, думали, какого цвета каждое чувство, как чувства проявляются в теле. Например, при страхе могут быть «мурашки» по коже, трястись колени, потеть ладошки, а кто-то из ребят сказал, что трясется весь.
Цель четвертой встречи – сплочение и сотрудничество, с использованием разных игр. Так, «Короткое интервью» помогло больше узнать о каждом из участников, «Три, тринадцать, тридцать» дала возможность каждому побывать в роли водящего и задающего правила.
Родители начали замечать первые успехи, в группе ребята понемногу раскрываются, учатся конструктивно общаться и не конфликтовать по любой ситуации. Не всем это просто, но грамотная и бережная помощь взрослого и внимательный разбор причин затруднений помогают тренировать новые позитивные модели общения.
Группа подростков (12-14 лет), 2 встречи
Октябрь был посвящен коммуникации и самоконтролю.
На первом занятии мы продолжили игру «Псикреты для подростков», в которой ребята могут обратить внимание на особенности собственного поведения и поведения сверстников. Мальчики и девочки учились рефлексировать свое поведение, поведение других людей и сравнивать его с существующими в его семье и в обществе нормами. Игра также использовалась для работы с самооценкой, участники группы учились работать с критикой недостатков, старались переводить их в задачи.
Второе занятие было полностью посвящено развитию навыка работы в команде, взаимовыручке и поддержке. Много эмоций вызвали все задания – командные «крестики-нолики» или «башня из гаек», когда команде нужно было принять решение, как разобрать деревянную башню, если к ней нельзя подойти близко. Ребята учились невербальным способам коммуникации и поддержке, принимали неожиданные и верные для команды решения.
Группа подростков (15-18 лет), 2 встречи
Первая встреча была направлена на повышение эмоциональной компетентности и способностей к эмпатии. Мы продолжали знакомиться и играть в психологическую игру «Телепат», где все вопросы ориентированы на ценностные установки, свойства личности и отношений, особенности коммуникации. Кроме того, мы играли в коммуникативные игры, где надо было понять по мимике и движению, что происходит с партнером.
На второй встрече мы говорили на тему отношений с родителями и сепарации. По просьбе участников мы обсуждали непростые вопросы: «Как доказать родителям, что вырос?», «Как быть, если не хочешь взрослеть?», «Что, если ответственность - это страшно?».
Ресурсная группа для родителей, 2 встречи
На первое занятие один из участников пришел с рассказом об острой и кризисной ситуации с ребенком. Группа проводилась в формате «работы с кейсом». Цель такого группового формата помощи - поддержка, разделение трудностей, постановка задач, которые помогут справиться, получение нового эмоционального опыта и обратной связи от таких же родителей.
Второе занятие было посвящено теме родительского ресурса и выгорания. Мы говорили о признаках и стадиях выгорания, навыках заботы о себе, умении просить поддержку и возможность принимать помощь.
Кроме того, 10 октября специалистами нашего Центра совместно с детской городской поликлиникой была организована и проведена ежегодная плановая диспансеризация для ребят из приемных и опекаемых семей. Диспансеризацию прошли 45 детей, проживающие в 22 приемных семьях.