Центр поддержки приемных семей в Лобне: отчет за ноябрь 2020
В ноябре 2020 года в Центре поддержки приемных семей "Найди семью" г. Лобня Московской области получили помощь 47 семей, в которых воспитывается 64 приемных ребенка, индивидуальное сопровождение получали 23 семьи, воспитывающие 32 детей.
Специалистами Центра были проведены 72 индивидуальные консультации:
- взрослого психолога - 9
- детского психолога - 29
- специалиста по социальным вопросам – 34.
В ноябре в Центре продолжили занятия 4 группы: младшие школьники, две подростковые группы (11-14 лет и 15-18 лет), и ресурсная группа для родителей.
В групповых занятиях в ноябре приняли участие:
- в ресурсных группах для родителей 22 человека (3 групповых занятия)
- в группах для детей –32 человека (10 групповых занятий).
Группа младших школьников
В ноябре состоялось 5 встреч с младшими школьниками.
Группу посещает 8 ребят.
Первая встреча была посвящена самоконтролю, вниманию и развитию эмоционального интеллекта. Ребята играли с мячом на внимание «раз, два, три - кидай». Игры на развитиекоммуникации и сплочения «Построиться по определенному признаку (росту, размеру ноги и др.)». Вторую половину занятия мы начали большую настольную психологическую игру «Опасности волшебного леса». Она очень увлекла ребят и помогла раскрепоститься и снять напряжение.
Вторая встреча была продолжением предыдущей – развитие эмоционального интеллекта. А также ребята снимали напряжение с помощь арт-техники «Осеннее настроение» - рисование клеем и гуашью листьями.
На третьем занятии ребята играли в настольную игру мнемо-карточки «Эмоции» - игра на развитие памяти, скорость реакции и сплочение группы. Во время игры ребята проявили внимание друг другу и были нацелены на успех не только собственный, но и других.
Последняя завершающая встреча была активной и насыщенной. Игры на внимание и сплочение группы отлично вписались в формат занятия. Ребята «варили» групповой борщ, запоминая ингредиенты которые каждый добавлял по очереди. А потом группе предстояло путешествие на тонущий остров, где ребят ждала стихия надвигающейся воды. Преодолев препятствие, группа проходила «Минное поле» - разрабатывая коллективно стратегию прохождения поля. И в завершении мы подводили итоги прошедших встреч и пили вкусный чай со сладостями.
В последнее воскресенье месяца состоялась первая встреча с новым потоком ребят младшего школьного возраста. Традиционно первую встречу, специалисты ставят цель – познакомиться с родителями (посредством анкет) и конечно с самими участниками. Игры на знакомство, самопрезентацию и создание положительного эмоционального опыта общения играют ключевую роль на первых занятиях. А также психологами проводится диагностика (наблюдение) – выявление ряда трудностей, что ложится в основу тематического планирования занятий. В группе 8 ребят возраста от 7 до 10 лет, встречи будут проходить еженедельно.
Группа подростков (14 участников, 11-14 лет) – 2 встречи
В этом месяце мы работали с навыками самоконтроля и коммуникации. На первом занятии мы взяли целый блок командных игр – как подвижных, чтобы снять эмоциональное напряжение, так и направленных на сплочение. Ребята учились самоконтролю и изменению привычных моделей взаимодействия, когда вслед за тревогой возникает агрессия.
На втором занятии работа велась с навыком поддержки друг друга, помощи команды и способам невербальной коммуникации в игре-лабиринте «Минное поле». Во второй части занятия играли в игру «Лепешка», где в качестве фишек используются фигурки, которые ребята лепят сами. В игре наши подростки учились чувствовать тему границ и справляться с агрессией социально приемлемым способом (выражение агрессии предусмотрено правилами, но ограничено временем и рамками игры)..
Группа подростков (10 участников, 15-18 лет) - 3 встречи
На первой встрече мы взяли крайне острую, но важную тему – Self harm (самоповреждаюшее поведение). Тему запросили сами участники группы: с одной стороны, порезы, ожоги и травмирование кожи в некоторых подростковых субкультурах являются чертой «принадлежности», с другой стороны, они могут являться отражением сложных эмоциональных состояний, или даже суицидальных рисков. Тема self harm часто табуирована взрослыми, но ее видят и слышат сами дети. Почему такое происходит? Как помогать другу если заметил? Какой психологический механизм? Все это мы обсуждали на встрече.
На второй встрече мы говорили о критическом мышлении и рассматривали социальные эксперименты. Как легко мы поддаемся влиянию группы? Как распознать ошибки в информации и какими источниками мы можем пользоваться? Ребятам особенно понравились видеоролики, демонстрирующие поведение людей в разных экспериментальных ситуациях. Затронули мы и сложную тему о том, как легко поддаться неправильным идеям под воздействием яркого лидера. Вспомнили трагедию Великой отечественной войны и зарождение нацизма.
Третья встреча месяца была посвящена большой психологической игре, направленной на осознание собственных чувств, отработку скрытой агрессии и самораскрытие. Ребята делились темами стыда, неловких или сложных ситуаций в жизни, вопросов друг о друге на интересующие подростков темы. В игре ребята могли проявить разные стороны – возможности договариваться и сотрудничать, проявить сочувствие и благодарность, выразить раздражение и злость безопасным способом. Игра получилась живой и динамичной.
Ресурсная группа для родителей (22 человека) -3 встречи
В ноябре мы обсуждали важные для родителей темы и работали с метафорическими картами. Так, темой первой встречи стали внутренние защиты, которые возникают, когда мы находимся в истощении. На второй встрече мы поднимали тему негативных автоматических мыслей, учились переформулировать их на примере упражнения «К моему счастью, к моему несчастью». На третьей встрече поднималась тема нашей одержимости и того, как наши установки и привычное поведение приводят к истощению. Для кого-то важно развитие ребенка, для кого-то - результат и достижения, кто-то предъявляет к себе и другим высокие требования, а кто-то одержим тревогой за работу. На встрече мы учились переводить «одержимость», которая истощает, в формат заботы о себе и собственном состоянии.