Центр поддержки приемных семей в Лобне: отчет за ноябрь 2018

Центр поддержки приемных семей в Лобне: отчет за ноябрь 2018
07.12.2018

В ноябре помощь Центра получали 12 семей, находившихся на индивидуальном сопровождении. Кроме того, 30 человек посещали групповые занятия (в Центре на регулярной основе работают три психотерапевтических группы: для младших школьников, для подростков и для родителей).

Кроме того, 3 семьям оказана помощь в подготовке документов для завершения процедуры усыновления.

Также специалистами Центра по-прежнему проводится большая работа по выстраиванию отношений между приемными семьями и образовательными учреждениями, прежде всего, школами. Проблемы школьной мотивации и успеваемости – одни из самых частых, с которыми родители обращаются в наш Центр в Лобне.

Группа младших школьников

В месяце проведено 4 встречи, которые проходят еженедельно. Группу посещало 6 человек. В этом месяце нашими темами были – общение и сотрудничество, конфликты и стратегии выхода их них и последнее занятие было посвещено теме страхов. Ребята стали более раскрепощенными, складываются теплые взаимоотношения и поддержка, стараются прийти пораньше, чтобы немного поиграть до занятия. В этом месяце мы активнее работали в парах, также вырабатывали навыки командной работы и рефлексии над упражнениями, использовали коллективные арт- терапевтические техники (они находят наибольший отклик у ребят).

Группа подростков (11-14л)

Группу в этом месяце посещало 10 человек, ребята 11-14л. Занятия проходили раз в 2 недели, продолжительность одной встречи 2-2,5 часа. Наблюдается сплочение группы и активная групповая динамика. На двух прошедших встречах мы обсуждали – личностные качества и самооценку каждого, учились выделять сильные и слабые стороны. Оказалось, что большинство хорошо видят свои недостатки, и практически не могут описать достоинства.  В ходе занятий используется большое количество групповых упражнений, игр («Опыт со скрепкой», «Глаз дракона»), а также групповых дискуссий. Все ребята очень разные, имеют разный опыт и степень рефлексии – на встречах мы стараемся интегрировать каждого участника в общий процесс, подчеркивать успешные моменты и взращивать позитивную самооценку и навыки общения. На второй встрече мы работали с темой общения, дружбы и начальным навыкам коммуникации. Многие из упражнений вызывают сложности у ребят – трудно взаимодействовать, смотреть в глаза партнеру… так у многих всплыла тема коммуникативных трудностей, сложных отношений со сверстниками и желание приобрести большую уверенность. Группа очень мотивированная на работу, активная достаточно взрослая.

Ресурсная группа для родителей

В группе 9 человек, один из участников переведен по собственному желанию на индивидуальную работу. В этом месяце на встречах мы затронули 2 важные темы. Первая встреча была посвящена теме привязанности. На ней мы рассмотрели не только типы привязанности у детей, но начали  с упражнений про детство самих родителей и теоретического материала о привязанности в жизни взрослых. На простых примерах мы объяснили как опыт привязанности и ее травм в последующем влияет на межличностные отношения, супружеские конфликты и способы реагирования в них. Далее мы перешли к теме детей. На второй встрече мы рассматривали трудности поведения детей, схемы и классификации которые позволят немного разделять поведение детей и его причины – а соответственно стратегии реагирования для родителя. Большой пласт социальных страхов, собственной позиции и реагирования мы рассмотрели благодаря коллективному упражнению «Светофор».  Для группы это был очень наглядный и интересный опыт ранжирования проблем и трудностней с которыми они ежедневно сталкиваются. В группе сложилась очень теплая и доверительная атмосфера, участники активно делятся опытом и просят поддержки. Обсуждается много кейсов. Встречи пролетают быстро (хотя одна из них и длилась более 4х часов) и наши родители их очень ждут. «Я долго не мог понять, почему группа называется ресурсной…» - говорит один из наших участников. «Теперь понял! Она действительно дает мне ресурс, может быть самый большой на данный момент, я чувствую его и жду следующей встречи!». Вот лишь одно из высказываний, которым родители делятся с нами после.

История семьи Георгиевых (семья обращается за индивидуальным сопровождением впервые)

За консультацией к психологу Центра обратилась Марина Георгиева, 3 недели ставшая приемной мамой шестилетнего Сережи. Семья полная, муж Марины Владислав принимает активное участие в адаптации ребенка.

Мама в растерянном состоянии – с одной стороны «захлестывает радость» (с ее слов), а с другой много тревог и волнений. Волнует повышенная эмоциональность Ромы, аутоагрессивные всплески (бъет себя по голове), нарочитое непослушание. На встрече мы обсуждали историю жизни Ромы (у мальчика было несколько эпизодов, когда его отдавали в детский дом и забирали обратно), особенности протекания адаптационного периода и эмоционального состояния мамы.

К середине встречи Светлана делится тем, что на самом деле сильно встревожена диагнозом ребенка, о котором она узнала в опеке. С ее слов, диагноз был ей озвучен в присутствии Сережи (смешанное расстройство поведения), и ее очень смутили и расстроили комментарии сотрудника опеки: «Зачем вы такого привезли?», «Вы видели диагноз?»

Весь вечер Светлана проплакала, и теперь очень боится что что то проявится, во всех действиях Ромы она начинает видеть непреодолимые проблемы с поведением. Мама очень настроена максимально обследовать ребенка, если нужно – лечить. В частности, Сережу уже осмотрел психиатр – он ничего не увидел на данный момент. Психолог считает, что основное, с чем нужно работать, - это тревожность приемной мамы и ее ожидания.

На встрече работали с чувствами, а также обсуждали особенности постановки диагнозов в учреждении. На данный момент (исходя из диагностического интервью мамы) у ребенка нельзя заподозрить расстройств или особенностей аффективной сферы. Демонстрируемые проявления нормативны для данного возраста, с учетом пережитого опыта и адаптационного периода.

С семьей заключен договор о сопровождении, в следующем месяце будет продолжена индивидуальная работа.