Центр поддержки приемных семей в Лобне: отчет за май 2020

Центр поддержки приемных семей в Лобне: отчет за май 2020
16.06.2020

В мае 2020 года в Центре поддержки приемных семей "Найди семью" г. Лобня Московской области на сопровождении были 24 семьи, в которых воспитывается 37 приемных детей.

Специалистами Центра были 17 индивидуальных консультаций:

  • социального работника - 12
  • детского психолога - 1
  • в семейном формате – 2
  • взрослого психолога – 2.

 В групповых занятиях  приняли участие:

  • в ресурсных группах для родителей 21 человек (2 групповых занятия)
  • в группах для детей – 30 человек (9 групповых занятий)

В мае в центре сопровождения проходили занятия четырех групп: младшие школьники, две подростковые (11-14 лет и 14-18 лет) и одна ресурсная группа для родителей. Все группы проходили в онлайн  формате.

Группа младших школьников – 5 занятий

На первой встрече ребята знакомились друг с другом. Были проведены психологические упражнения, направленные на повышения уверенности в себе, снижение уровня тревожности, а также самопознание. Так, в ходе «Пластилиновой игры» каждому нужно было вылепить 2 предмета, которые нравятся и не нравятся. А во время «Необычного текста» требовалось повторить фразу то в прямой, то обратной последовательности.

 На следующих встречах играли в настольную виртуальную игру «Подводный мир чувств», где детям был предложен виртуальный кубик и поле игры с фишками. Игра была направлена на развитие вербальных и невербальных способов общения, навыков рефлексии и эмоционального интеллекта.

 Еще одним развивающим упражнением стала квест-игра «На пути к дружбе». В ходе игры требовалось выполнить разные задания и преодолеть 9 остановок, за прохождение каждой давалась. Во время игры участникам можно было помогать друг другу, а также просить помощи. Финальной остановкой ребятам нужно было собрать фразу «Дружная команда». После игры был разговор с психологом о дружбе и ее значимости для каждого.

 Пятая встреча снова была снова игровой. Психологом были подобраны игры на развитие мыслительных процессов, речи, мышления, внимания. Например, в игре «Крокодил» надо было объяснять слова, называя их ключевые признаки и функции. Для расслабления и снятия напряжения порисовали «Кляксы», придумывали названия к получившимся рисункам, пробовали почувствовать свое настроение, говорили об используемых цветах.

 Группа подростков (11-14 лет) – 1 занятие

В мае прошла последняя в этом учебном году встреча в группе младших подростков. Мы подводили итоги года и начали разговор о профориентации. Участники встречи совместно рассуждали, что такое профессия и вспоминали известные им профессии. Мы составили список самых нужных, самых отважных, самых модных и популярных сейчас профессий, и даже познакомились с забытыми профессиями, проведя небольшой экскурс в историю.

Группа подростков (14-18 лет) – 3 занятия

Для этой группы наши встречи очень ожидаемыми – потребность в общении именно у старших подростков в карантин стала еще выше. На занятиях ребята активно обсуждали сложности в отношениях, онлайн-учебе и, конечно, радовались отмене ОГЭ. Два занятия мы посвятили большой психологической игре «Теплая компания!». Участники учились слушать друг друга, поднимали темы о своем прошлом, настоящем и будущем, о том, чего они хотят от жизни. Ребята делились  своим мнением, как лучше поступить в той или иной ситуации, как добиться различных коммуникативных целей, например, как не обидеть человека? Легкая игровая форма позволила каждому открыть для себя много нового не только в себе, но и в окружающих.

 Группа возобновит свою работу с сентября.

Ресурсная группа для родителей № 1 и №2 – 2 занятия

На первой встрече разговор шел о том, какие изменения произошли в семьях в связи с карантином. Мы рисовали семейные социограммы и рассматривали, как длительная изоляция сказалась на отношениях между взрослыми, братьями и сестрами, а также другими членами семьи. Говорили о привязанности, и выяснилось, что кого-то сплотил близкий контакт, а кому-то испытания с онлайн-обучением и дистанционной работой дались очень тяжело. Мы делились полезными ресурсами для детей и родителей, обсуждали фильмы и просмотренные с детьми мультики.

На второй встрече по просьбе группы мы говорили о трудностях поведения детей, обсудили, как мы понимаем «трудное» поведение. Обсуждение получилось интересным, родители смогли поделиться идеями про возрастные особенности, проблемы привязанности и также границы в семье. Мы рассмотрели несколько кейсов участников и их тревоги в связи с родительской неуверенностью. Атмосфера поддержки, групповой сплоченности и принятия позволила в очередной раз наполниться всем ресурсом и иначе посмотреть на возможности решения текущих трудностей.

Занятия в группе возобновятся в сентябре.