Центр поддержки приемных семей в Лобне: отчет за май 2018

Центр поддержки приемных семей в Лобне: отчет за май 2018
07.06.2018

В мае в Центре поддержки приемных семей в городе Лобне (Московская область) получали различную помощь 47 детей из приемных семей. На иднивидуальном сопровождении было 8 детей из шести приемных семей, психотерапевтическую группу посещало 7 детей младшего школьного возраста, а для 40 детей была огранизована очередная диспансеризация. Кроме того, 7 детей из приемных семей посещали творческие занятия в студии «Новый ритм», оплату которых взял на себя наш Центр. 

В течение месяца в Центре поддержки оказывались все виды помощи, необходимой приемным семья. В частности, продолжила работу психотерапевтическая группа для младших школьников. На занятиях, в основном, используется инструментарий арт-терапии. В частности, участники группы посетили занятия по куклотерапии, парной работе с метафорическими картами, по работе с красками в технике отпечатков и др. Во время этих занятий дети прорабатывали собственных страхи в игровом формате (игра «Сказочный лес»), а также продолжали развивать эмоциональный интеллект («Игры по развитию эмоционального интеллекта» по методике Гиппенрейтер). Кроме того, серьезный акцент в занятиях был сделан на парной и групповой работе, так как у наших детей есть серьезные проблемы со взаимодействием и коммуникациями со сверстниками – и в этом был один из главных запросов от родителей при формировании группы.

Каждую неделю родители получали домашние задания на отработку заложенного на групповых занятиях – на повышение самооценки детей, работу с семейными границами и даже на перераспределение домашних обязанностей. Какой я? Какие у меня хорошие качества? – эти вопросы совсем сложны для ребят переживших депривацию и жизнь в учереждении, иногда лучшее что они могут придумать, это «я умею кататься на велосипеде». Наряду с работой с эмоциями, страхами, самооценкой и травмами – ведущие группы говорили с детьми и о самых простых вещах, например, о домашних обязанностях! Детям было интересно и очень удивительно слышать, как по-разному это устроено в их семьях и как у кого-то совсем нет обязанностей.

На группе удалось также быстро проработать и скорректировать историю, развернувшуся непосредственно во время работы группы. У Коли, приемного мальчика 9 лет, разгорелся конфликт в школе: сначала мальчик не поладил с группой одноклассников, и учитель, к сожалению, не разобрался в сути конфликта и принял сторону большинства. Коля оказался в изоляции и отказывался посещать школу. Во время очередной встречи группы он рассказал об этой ситуации. Другие участники группы поделились своим опытом и дали Коле поддержку в этом конфликте. В результате мальчик воодушевился, поверил в свои силы и смог сам (!) разрешить ситуацию в школе. Это огромное достижение для ребенка.

Динамика в группе за 8 занятий оказалась совершенно потрясающей: от зажатых и боящихся проявлять себя ребят участники дошли до настоящей «банды», называющей себя друзьями! После каждого занятия они бежали играть на улицу вместе с родителями. И все семьи отметили, что за короткие два месяца отношения с детьми и характер коммуникаций с ними изменились до неузнаваемости.

Две семьи после группы обратились за консультацией психолога и были приняты на индивидуальное сопровождение. Одна из них – семейная пара Инга и Владимир, воспитывающие двух приемных детей: сына Семена (8 лет) и дочку Иру (2 лет). По словам мамы, в последние месяцы поведение Семена в семье стало вызывающим и демонстративным. Мальчик регулярно выступает инициатором громких ссор с папой, серьезно обижает младшую сестру, провоцирует ревность между детьми, борется за внимание мамы.

В процессе диагностики выяснилось, что «темной» зоной для семьи является приемность младшей дочери: девочка находится под опекой с раннего возраста, и ни она, ни Семен не знают о том, что она приемная. Семен же попал в семью в сознательном возрасте, и тайны усыновления не было с самого начала. Поэтому мальчик начал воспринимать себя в семье изгоем и очень остро чувствовать, что сестра – «на особом положении». Это же восприятие себя Семен перенес в школу, где никак не мог найти друзей и плохо контактировал с учителем.

Сейчас психолог Центра начал работу с родителями, прежде всего, с мамой на предмет поиска самого безболезненного сценария снятия тайны усыновления с младшей дочери. Параллельно идет работа с Семеном, который пока еще проявляет повышенную тревожность, но уже не так агрессивен. У мальчика начались сдвиги в школе – он постепенно учится следовать общему режиму, выполнять требования учителя и адекватно общаться с одноклассниками.

Работа с семьей будет продолжена.