Центр поддержки приемных семей в Лобне: отчет за февраль 2019

Центр поддержки приемных семей в Лобне: отчет за февраль 2019
05.03.2019

В феврале 2019 года помощь Центра поддержки приемных семей в Лобне получали 33 семьи, в которых воспитывается 51 приемный ребенок. На индивидуальном сопровождении находилось 3 семьи, в которых воспитывается 6 детей. В течение месяца в Центре проходили занятия пяти психотерапевтических групп: три группы для детей разных возрастов и две группы для родителей. Также Центром была организована очередная диспансеризация приемных детей, которую прошли 47 ребят.

 Группа младших школьников

В этом месяце с ребятами мы активно погружались в изучение темы эмоций, а также  в стратегии совладания с ними. В течение февраля проведено 3 встречи этой группы. Ребятам не так просто распознать чувства, которые они испытывают. Мы много работали над узнаванием образа эмоций, ощущений в теле и ситуаций, которые вызывают в их жизни эти чувства. Очень живой отклик и активное обсуждение вызвала тема, есть ли «вредные» и «полезные» чувства? На занятиях мы учились справляться с чувствами и выражать их с помощью действий и телесных игр, рисованием собственных состояний с помощью арт-терапевтических техник. От занятия к занятию видно как группа становится более сплочённой. Ребята приходят пораньше и просят поиграть вместе, после занятия часто просят повторить игру, которая понравилась им больше всего. Помимо групповых техник работы, игр и упражнений мы начали активно использовать бланки самоисследования и письменные задания, ребята охотно обсуждают свои мысли и чувства.

Группа подростков (11-14 лет)

В этом месяце  в данной группе прошло две встречи. Ребята становятся настоящей и сплоченной группой, приятно наблюдать, как у всех участников группы растет потребность в общении, развивается умение слушать друг друга, поддерживать и справляться с разными чувствами в течение занятия. Одна встреча была посвящена теме эмоционального интеллекта: чувства и эмоции которые мы испытываем, ребята овладевали широким спектром словаря (называли свои чувства), играли в игры на угадывания эмоциональных состояний, а также описывали собственные чувства и жизненные переживания.  На второй встрече мы играли в большую психологическую игру «Лепешка» (Г. Хорна). В ходе игры между ребятами возникали самые разные отношения, иногда и такие, когда кого-то превращают в "лепешку". В игре мы отрабатывали опыт взаимных обвинений, вежливых извинений и просьбы о помощи. Ребята учились справляться с агрессией социально приемлемым образом, осознавать собственные чувства и чувства другого. Это был потрясающий опыт, трогательным было, как в конце они старались поддержать отстающих ребят, которые расстраивались, обменивались благодарностями. 

Группа старших подростков (14-17лет)

В феврале мы провели 2 встречи в группе старших подростков. Ребята понемногу раскрываются, снижается тревога в группе. Нашими темами в этом месяце стали ошибки восприятия и позитивное переформулирование. Был показан классический эксперимент по восприятию лиц людей и формированию первого впечатления о человеке. Ребята с удивлением обнаруживали многие собственные установки. Также мы поработали с использованием метафорических карт над осознанием самости и восприятия нашего образа другими.

На второй встрече по запросу ребят мы играли в коммуникативную игру «Секреты», а после - в большую игру «Кораблекрушение», направленную на выявление стратегий поведения в группе, навыков принятия решений и предъявления собственного мнения сверстникам. Ребята увидели, в чем были сложности: кому-то не удавалось спорить, кто-то был очень активен, а кто-то из ребят имел хорошие стратегии и объяснения, но был очень не уверен, что его станут слушать. Эти игры дали хороший и плавный переход в работу с темой коммуникаций и трудностей в отношениях. Мы устроили большое обсуждение и рассмотрели теоретические аспекты данной темы. 

Ресурсная группа для родителей № 1

Эта родительская группа запущена нами еще в ноябре 2018. В этом месяце мы провели одну встречу с группой, участники успели накопить достаточно вопросов и впечатлений за это время. Тема была не простой: «Родительские послания». Через призму собственного детского опыта мы поработали над осознанием собственных установок, фраз из нашего детского и подросткового возраста, а также старых обид. В теплом кругу мы работали с помощью метафор, визуального отражения на полотне с изображением человека тех посланий, которые камнем осели в нашей памяти. На встрече вторым этапом была включена рефлексия, а какие послания получили наши дети? (в кровных семьях и череде учреждений) Как это влияет на них сейчас? А также выработке собственных стратегий зрелого родителя. Была запущенна большая дискуссия, как можно реагировать на разные ситуации, как переформулировать собственные послания. Встреча получилась по-настоящему терапевтической и целебной.

Ресурсная группа для родителей № 2

В этом месяце мы провели 2 встречи, это был второй месяц занятий в данной группе. На встречах мы затрагивали важные темы: особенности детского возраста  и трудностей, которые возникают у детей (в том числе специфических, с учетом травм детей, переживших неблагоприятный опыт и опыт депривации). Использовалось большое количество упражнений, было много дискуссий и обмена опытом.

На второй встрече мы говорили о подростковом возрасте – у многих участников на данный момент дети в этом возрасте. Тема получилась очень горячей и эмоциональной, было много споров, различных позиций и сложных чувств. Также мы немного прочувствовали и вспомнили собственный подростковый опыт – это помогло стать несколько ближе к ребятам, сменить угол восприятия. Многие родители после группы подчеркивали, что у них  возникло серьезное облегчения после встреч: «Я думала у одной меня такие проблемы… и я что-то делаю не так! Удивительным было, как мы все похожи. Это очень поддерживает.»

Традиционно родители, помимо глубокой работы, уходят с раздаточным печатным материалом, что позволяет погружаться в тему более глубоко и дома, после посещения группы.