Центр поддержки приемных семей в Ленинградской области: отчет за январь 2021

Центр поддержки приемных семей в Ленинградской области: отчет за январь 2021
09.02.2021

В январе в Центре поддержки приемных семей "Найди семью" в Ленинградской области (г. Гатчина) получили помощь 20 семей, в которых воспитываются 43 приемных ребенка. На индивидуальном сопровождении находилось 8 семей (18 детей).

Специалистами Центра в январе было проведено 118 консультаций и индивидуальных занятий:

  • взрослого психолога – 20 консультаций;
  • специалиста по социальной работе – 18 консультаций;
  • дефектолога – 80 коррекционных занятий.

Групповые мероприятия

Тренинг для подростков (11 человек, от 12 до 15 лет)

Это был первый тренинг из программы «Взаимодействуем и становимся увереннее в себе».

На занятии присутствовали новые ребята, и чтобы они смогли запомнить имена всех участников, мы сыграли в игру ««Активный Александр, бодрый Борис». Каждому из участников предлагалось придумать для себя адекватный эпитет, начинающийся на ту же букву, что и его имя. Далее повторение имен шло по принципу снежного кома.

После приветствия и повторения правил каждый участник выбрал себе метафорическую карту, которая ассоциировалась с состоянием, настроением, в котором он пребывал.

Чтобы взбодриться и настроиться, подвигавшись, на продуктивную работу, мы сыграли в игру «Поменяйтесь местами те, кто…» Сначала многие чувствовали стеснение, но постепенно напряжение спадало, а веселые и смешные команды ведущих помогли ребятам включиться. А потом мы играли в снежки, но не просто так: чтобы победить, команды придумывали разные способы взаимодействия.

Во всех играх и упражнениях на взаимодействие ребята тренировались в парах, в тройках, в команде, учились находить свое место в группе.

И, конечно, в конце - совместное чаепитие!

Тренинг для приемных родителей (12 человек) «Как наказывать, чтобы не наказывать»

Как наказывать, чтобы не наказывать? Это очень важный вопрос в воспитании любого ребенка, а тем более приемного. Приемные родители очень часто переживают и обвиняют себя то в излишней строгости, то в попустительстве. Родители оправдывают строгость тем, что хотят блага для ребенка, вспоминают, что их самих наказывали, «а теперь они стали хорошими людьми». При этом многие забывают, какое страшное чувство обиды на родителей они переживали. Боль, страх, унижение, ненависть к другим и самому себе — это еще не весь перечень чувств ребенка. Ребенок воспринимает наказание как проявление гнева или нелюбви со стороны родителей, а не как результат своего проступка.

На тренинге мы попробовали разобраться в вопросах «За что меня наказывали в детстве?», «Как наказывали?», «Что я при этом чувствовал?» и «Как менялось мое поведение?». Много открытий сделали в этот день участники, поняв, что наказание не помогает ребенку:

  • учиться саморегулированию;
  • повышать уровень инициативности;
  • выстраивать доверительные отношения со взрослым.

Более того, наказание провоцирует ребенка на обман, «двойную жизнь» и может подкреплять нежелательное поведение.

Каждый из участников тренинга сделал собственные выводы по поводу методов воспитания, которые применяются в семье. Большинство родителей поделились этими выводами с группой. А запись на индивидуальные консультации к психологам нашего центра после этой встречи резко увеличилась.

История семьи К. (все имена изменены)

В январе в Центр поддержки приемных семей в Ленинградской области впервые обратилась Ксения, приемная мама 11-летней Оли с просьбой «повлиять на ребенка». Оля получает неплохие отметки в школе, но домашние задания выполняет неохотно, долго, устраивает истерики, изматывая этим себя и родителей. Беспокоило маму и другое: периодически из дома пропадают сладости, девочка дарит их одноклассникам и соседским детям. Иногда пропадают и личные вещи девочки, на все вопросы она отвечает, что потеряла или забыла в школе (зонтик, косметичку, наушники и т. д.).

С Ксенией начал работать психолог. Выяснилось, что Оля родилась в асоциальной семье, кровные родители совсем не заботились о ребенке, оставив ее пожилой бабушке. Когда девочке было 5 лет, бабушка умерла, Оля попала в детдом, и только два года назад ее забрала Ксения. Психолог объяснила приемной маме, что Оле нужно гораздо больше времени, чтобы пережить тяжелый детский опыт, почувствовать себя дома и поверить, что этот дом и эта мама навсегда. Психолог напомнила маме об особенностях адаптации детей, имеющих травматичный опыт.

Помимо индивидуальных встреч с психологом, Ксения приняла участие в тренинге для приемных родителей «Как наказывать, чтобы не наказывать» и посмотрела видеозаписи вебинаров о потребностях приемных детей. На следующей встрече с психологом она сказала, что начинает понимать причины поступков дочери и старается разобраться, какие потребности девочка пытается восполнить, демонстрируя подобное поведение. Это понимание помогло Ксении изменить собственное отношение к поведению Оли.

Работа с семьей продолжается.