Центр поддержки приемных семей в Ленинградской области: отчет за сентябрь 2021

Центр поддержки приемных семей в Ленинградской области: отчет за сентябрь 2021
07.10.2021

В сентябре в Центре поддержки приемных семей "Найди семью" в Ленинградской области (г. Гатчина) получили помощь 25 семей, в которых воспитываются 53 приемных ребенка, на сопровождении находилось 8 семей, 19 детей.

Специалистами Центра в сентябре было проведено 110 консультаций и индивидуальных занятий:

  • взрослого психолога – 20 консультаций;
  • детского психолога – 10 консультаций;
  • дефектолога – 80 коррекционных занятий.

В сентябре прошло 2 групповых занятия, в них участвовали 20 человек.

  1. Тренинг для подростков «Мы снова вместе!» 9 человек, от 11 до 15 лет.

После приветствия и повторения правил, уже по традиции, каждый участник выбрал метафорическую карту с изображением персонажа из мультика или фильма, которая ассоциировалась с представлением о себе.

Для того, чтобы повысить уровень активности в группе, вызвать эмоциональную вовлеченность всех участников, провели упражнение «Что возьмешь на пикник?». Было предложено представить себе такую ситуацию: вся группа в ближайшие выходные отправляется в лес на пикник, и каждый должен взять с собой один предмет. Название этого предмета должно рифмоваться с его именем. Первый участник представляется и говорит, что он берет с собой. Например, Я – Вера. Беру фанеру. Ребята оживленно приняли игру. Тем участникам, кому было трудно подобрать рифму, дружно помогали.

Затем вспомнили, как прошло лето.

Поделились, что больше всего радовало, доставляло удовольствие, наполняло? Каждый участник написал список ярких моментов, о которых будет приятно вспомнить зимой, затем нарисовали банку, а в ней яркие моменты прошедшего лета. Каждому на выбор было предложено все засахарить, замариновать или засолить в банку и раскрасить.

Подросткам нравятся игры, результат которой зависит от слаженности действий внутри группы.

И упражнение «Пчелы и змеи», которое было предложено участникам, как раз направлено на развитие коммуникативных навыков и на повышение сплоченности группы.

Ребята объединились в две команды «пчелы» и «змеи» и выбрали своего короля. Короли вышли из зала, а команды спрятали предметы, олицетворяющие мед и ящерицу, которые короли должны были найти. Команды помогали и поддерживали определенными звуками. Играли до тех пор, пока каждый не побывал в роли короля.

После каждого упражнения, игры и в конце тренинга проводили обсуждение, которые помогали понять не только цель игры, но и реакции самих участников, а также проанализировать свое поведение и как поведение других способствовало продуктивной работе, а какое препятствовало.

Все закончилось дружным чаепитием

 2.Тренинг для приемных родителей «Какой я родитель?», 11 человек

 «Какой я родитель?»- этот вопрос стал темой размышления для приемных родителей на тренинге.

Чтобы познакомиться и рассказать о себе, родителям было предложено выбрать метафорическую карту из колоды «Живые мысли» с установкой, которая каким-то образом связана с личным опытом и жизненной историей. Исследование мыслей помогло по-новому осмыслить ограничивающие убеждения и установки.

В упражнении «Я-родитель» обсудили, что значит родительское «Я»-состояние, перенятое в детстве от родителей.

Участники должны были представить свое родительское «Я» в виде круга, поделенного на две части таким образом, чтобы одна из частей отражала контролирующую сторону «Я», а другая - помогающую сторону.

Упражнение выполнялось в 2 этапа. 1. Как я вижу себя? 2. Как видит меня мой ребенок?

Каждый сам решал вопрос соотношения частей. Упражнение оказалось полезным. Некоторые из приемных родителей задумались над тем, сколько жизненно важных сил и энергии они тратят на контроль.

 

История семьи В., или Про возраст и навыки (все имена и узнаваемые события изменены в интересах семьи)

 Часто к нам за помощью обращаются приемные родители, ожидания которых не оправдываются. Например, подросток 17 лет теряется по пути в новое учебное заведение, и приемная мама полна возмущения: «Сколько можно его за ручку водить?». Или мама 5-летней девочки сгорает от стыда, когда воспитатели упрекают ее в том, что малышка не может самостоятельно одеться, попроситься в туалет или даже не хочет есть сама.

Каждый приемный родитель знает, что ребенок, переживший травму, будет отставать в чем-то от других. А еще мы все слышали про откаты – возврат на более ранний этап развития. Это волшебный механизм, который позволяет ребенку «добрать» то, что не было получено вовремя. Но родители не понимают, сколько это может длится. Да еще общество давит. От педагогов и врачей любой родитель услышит список того, что «должен» уметь ребенок определенного возраста. И терпение мам и пап подвергается серьезному испытанию.

Так сколько времени нужно? Когда он уже сможет сам? Психолог напоминает родителям, что ребенок должен восполнить потребности, которые не были восполнены в нужное время. Сколько? Пока не восполним. Если начать стыдить ребенка и «тянуть» его до календарного возраста, «детское» поведение только усугубится. Зато в том случае, когда у родителей хватит мудрости продлить детство, такое поведение зачастую «проходит само собой»

Так было и с 16-летней Юлей, которая попала в семью в Елене с Вадимом в 8 лет. До поступления девочки в колледж родителям казалось, что все трудности позади, их дочь ничем не отличается от подруг, одноклассников, детей их знакомых. Документы на учебу подавали вместе – этого требует процедура оформления. В День знаний сопроводили на праздничную линейку, чтобы сделать памятные фото… Но уже вечером начались проблемы: девочка замучила родителей вопросом «Как я завтра поеду на учебу?».

Семья проживает в сельской местности, колледж находится на окраине мегаполиса, и расстояние от дома до учебного заведения составляет 50 км. Но чтобы преодолеть их, надо сменить три вида общественного транспорта, не попасть в перерыв электричек, а из метро выйти в нужном направлении, выбрав один из четырех подземных переходов.

Елена и Вадим были обескуражены тем, что их довольно взрослая и самостоятельная дочь после двух совместных поездок к месту учебы так и не запомнила маршрут. Ехать одна боится, а родителям с утра надо на работу, и им не по пути. Елена обратилась к психологу с вопросом «настаивать ли на том, чтобы Юля осваивала путь самостоятельно?», «как быть с реальными истериками, которые устраивает дочка, вплоть до отказа от учебы?».

Психолог предложила разделить чувства тревоги и неуверенности, которые возникли у девочки в связи с большими переменами в жизни, и задачей добираться до колледжа целых два часа тремя видами транспорта. Это не то, что сельская школа на соседней улице. Поэтому психолог посоветовала пока сопровождать Юлю по телефону, созваниваясь несколько раз при каждой пересадке.

Встретившись с психологом через неделю, мама рассказала, что дочь звонит теперь уже только дважды – доехав до колледжа и вернувшись домой.

Проект реализуется при поддержке грантов CSS и ФПГ.