Центр поддержки приемных семей в Ленинградской области: отчет за ноябрь 2020

Центр поддержки приемных семей в Ленинградской области: отчет за ноябрь 2020
07.12.2020

В ноябре в Центре поддержки приемных семей "Найди семью" в Ленинградской области (г. Гатчина) получили помощь 22 семьи, в которых воспитываются 45 приемных детей. На индивидуальном сопровождении находилось 7 семей,15 детей.

Специалистами Центра в августе было проведено 116 консультации:

  • взрослого психолога - 15;
  • специалиста по социальной работе - 21;
  • дефектолога – 80 (коррекционных занятий).

 Групповые мероприятия

  1. Тренинг для подростков «Как вести себя в стрессовых ситуациях?» (второе занятие, 12 человек от 12 до 15 лет)

Вначале занятия каждый из ребят выбрал себе по одной из метафорических карт, которые помогли им поделиться опытом и описать свое состояние в момент стресса, свои эмоции и чувства.

Затем каждый нарисовал картинку «Я и стресс», и в течение всего занятия вносили в нее изменения. Этот рисунок стал тем ключом, который на протяжении всего тренинга помогал осознать трудности и начать вырабатывать стратегии управления стрессом. Во время обсуждения ребята дорисовывали границы и барьеры между собой и стрессом, то, что может защитить от стресса, рисовали людей, к кому могли бы обратиться за помощью, на кого можно опереться, те качества, которые надо в себе развивать…

А закончилось все традиционным чаепитием.

  1. Арт-терапевтическое занятие для приемных родителей (10 человек)

«Формула моего счастья».

 В процессе арт-терапевтического занятия, которое проводил психолог, родители занимались развитием способности самовыражения и самопознания, повышали самооценку и расширяли свой личный опыт.

В арт-терапии спонтанное рисование является разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта. Этот факт помог некоторым участникам преодолеть барьеры неуверенности в себе и даже растерянность, которую вызвала необычная обстановка в зале – мольберты, палитры, кисти.

При помощи метафорических карт и красок приемные родители смогли задуматься и ответить на вопросы о своих смыслах, вовлеченности, творчестве, целях… и, конечно, получить ответ, какое оно «мое» счастье.

  1. Семинар для приемных родителей «Как воспитать не-зависимого человека» (11 человек)

 Семьям, принявшим на воспитание особых детей, оказалось важно с помощью специалиста разобраться в следующих вопросах:

- Что такое зависимость? Каковы ее критерии.

- Кого можно считать зависимым человеком.

- Почему тема зависимостей особо остра для детей с инвалидностью и эпизодами длительной госпитализации?

- Что можно сделать для детей с инвалидностью, чтобы предотвратить риски возникновения зависимости?

Участники встречи узнали, каковы нейрофизиологические основы зависимости, познакомились с их типологией, с современной классификацией зависимого поведения, узнали, что такое созависимость и созависимые отношения, как восстановить личностные границы и какие качества необходимо развивать в детях с ранней травмой для профилактики зависимости.

История семьи (Николай, 15 лет, Елена – бабушка-опекун. Все имена изменены.)

 Колю забрали из семьи, когда ему было 10 лет.  Родители развелись, отец уехал из России к себе на родину, а мама стала пить, и в итоге мальчика передали под опеку бабушки.

Постепенно Коля стал учиться все хуже и хуже, а в 9 классе и поведение мальчика стало ужасным. Он сам ничего не делал на уроках, отвлекал других детей, хамил учителям и периодически прогуливал школу. С этими проблемами бабушка и обратилась в наш Центр.

Психолог начал работать с бабушкой, проясняя ее отношения с дочерью, мамой Коли. Оказалось, что бабушка считает, что ее дочь сделала неправильный жизненный выбор, связавшись с «гастарбайтером». Она была зла и обижена, хотя никогда не говорила этого при ребенке. Любые его попытки начать разговор о родителях пресекались. Елена очень любила Колю и всю энергию направила на то, чтобы внук «выучился и вышел в люди». И все эти годы никто не говорил с мальчиком о его семье, не спрашивал о чувствах  к родителям, и он ощущал себя никому не нужным и оторванным от мира.

Работа с бабушкой велась в двух направлениях – чтобы помочь ей пережить собственное горе и начать важный разговор с мальчиком. Когда бабушка сделала первый шаг, Коля перестал срывать уроки. Он стал спокойней, уравновешенней, дела в школе пошли на лад.

 Сейчас работа с семьей продолжается.