Центр поддержки приемных семей в Ленинградской области: отчет за март 2021

Центр поддержки приемных семей в Ленинградской области: отчет за март 2021
08.04.2021

В марте в Центре поддержки приемных семей "Найди семью" в Ленинградской области (г. Гатчина) получили помощь 29 семей, в которых воспитываются 57 приемных детей, на сопровождении находилось 9 семей, 21 ребенок.

Специалистами Центра в августе было проведено 125 консультаций и индивидуальных занятий:

  • взрослого психолога – 20 консультаций;
  • детского психолога – 18 консультаций;
  • специалиста по социальной работе – 7 консультаций;
  • дефектолога – 80 коррекционных занятий.

 В марте также прошло 5 групповых занятий, в них участвовали 55 человек.

1. Тренинг для подростков «Учусь общаться. Я и другие» 11 человек, от 12 до 15 лет

Подростки часто страдают от неумения адекватно оценивать себя и окружающий их мир. Они не способны правильно предугадать реакцию других людей на свое поведение и, как следствие, испытывают проблемы в отношениях.

В связи с этим первым упражнением была работа с метафорическими картами «Каким меня видят: я сам, мои друзья, мои родители и учителя». Выбрав по четыре карты, ребята смогли порассуждать о том, какие «маски» люди надевают в различных ситуациях и как их воспринимают другие.

 В упражнении «Противоположности» было предложено телесно изобразить противоположности (маленький — большой, замороженный — растопленный и т.п.), затем ребята смогли образно, в рисунке изобразить пары-противоположности. Обсудили, что в жизни мы встречаемся не только с разными людьми, но и с разными мнениями, вкусами, и как важно научиться быть терпимым и принимающим.

 2. Тренинг для приемных родителей «Нет истины в вине», 11 человек

Чувство вины неотделимо от чувства ответственности, и в той или иной степени свойственно почти всем людям. У приёмных родителей чувство вины часто коренится в несбывшихся надеждах, неоправданных ожиданиях и завышенных требованиях к себе. Участникам группы было предложено вспомнить ситуацию, в которой они ощущали, что сделали, что-то не так, корили себя за это, грызли, и возможно, до сих пор не могут себя простить.

Следующие упражнения были направлены на осознание своих чувств, действий, связанных с травмирующими ситуациями. Обсуждая опыт, полученный во время тренинга, многие участники говорили, что нельзя исключить чувство вины из памяти, но можно изменить к нему свое отношение.

 Другие групповые занятия: Ресурсная группа для приемных родителей детей с тяжелой инвалидностью (6 человек), Ресурсная группа для приемных родителей из Сланцевского района Ленинградской области (15 человек), Мастер класс по лепке из глины (12 человек, совместно с Сиверским ресурсным центром по содействию семейному устройству детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

История семьи Д. (имена изменены)

В службу сопровождения обратилась Евгения, приемная мама 11-летней Кати. Девочка в семье уже четыре года. За это время она подросла, похорошела. Учится без особого желания, но с программой справляется, занимается в разных кружках. Однако приемную маму беспокоил тот факт, что Катя играет только с малышами, у нее нет друзей в классе, и даже во дворе она не может ни с кем подружиться.

Психологическое обследование, проведенное психологом нашего центра, показало, что девочка чувствует себя комфортно и в безопасности, она не чувствует себя одинокой и отвергаемой. Поэтому основная работа специалистов (психолога и социального работника) была выстроена во взаимодействии с приемной мамой. Специалисты напомнили Евгении, что у детей, имеющих тяжелый травматичный опыт, эмоциональная сфера часто развивается с отставанием, поэтому им сложно устанавливать близкие отношения с ровесниками, им трудно понимать чувства других и разделять их интересы. Зато среди младших такие дети чувствуют себя компетентными, даже могут претендовать на лидерские позиции. Поэтому девочке хорошо в компании малышей.

Как долго это может продолжаться? Столько, сколько нужно для восполнения отстающей сферы. Иногда на это уходит вся жизнь.

Маме Кати было важно услышать от специалистов, что девочка прекрасно себя чувствует в ее семье, вспомнить о том, какой большой скачок в развитии помогла она совершить своей приемной дочери. Это придало ей сил и помогло настроиться на то, чтобы и дальше создавать для девочки все необходимые условия для дальнейшего развития, главные из которых – принятие и поддержка.