Центр поддержки приемных семей в Ленинградской области: отчет за май 2021

Центр поддержки приемных семей в Ленинградской области: отчет за май 2021
10.06.2021

В мае в Центре поддержки приемных семей "Найди семью" в Ленинградской области (г. Гатчина) получили помощь 29 семей, в которых воспитываются 57 приемных детей, на сопровождении находилось 10 семей, 22 ребенка.

 Специалистами Центра в мае было проведено 128 консультаций и индивидуальных занятий:

  • взрослого психолога – 22;
  • детского психолога – 18;
  • специалиста по социальной работе – 8;
  • дефектолога – 80.

 В мае прошло 3 групповых занятия.

1. Тренинг для подростков «Мы вместе!», 11 человек, от 11 до 15 лет.

Тренинг начался с упражнения «Приветствие без слов». Ребятам было предложено в течение 2–3 минут, свободно передвигаясь по залу, успеть поприветствовать как можно большее количество человек. Делать это нужно было без слов, любыми способами: кивком головы, рукопожатием, объятием и т. д. При этом каждый способ участник вправе использовать только один раз, для каждого следующего приветствия нужно придумать новый. Это оказалось сложным заданием. Ребята смущались, подсматривали, какие способы приветствия используют другие.

После обсудили, кому сколько человек удалось поприветствовать? Что было сложнее – придумывать новые способы приветствия или демонстрировать их? С чем это связано, чем был вызван психологический дискомфорт. После обсуждения ребята решили сыграть снова!  На этот раз все произошло иначе – свободнее, быстрее, и все отметили, что дискомфорта не испытывали.

Еще одним из упражнений, которое понравилось ребятам, было упражнение «Козлята и волк».

В основе упражнения – сюжет сказки. Часть ребят играли роли «козлят», которые «сидят в домике». Они должны не пускать к себе «серых волков», но пустить «маму-козу», «тетю», «дедушку» и других «родственников». Несколько участников оказались «волками», другая часть – «родственниками козлят». Задача козлят, которые не знают, кто есть кто, - не пустить волков.

Интересно было наблюдать, с каким азартом и творчеством «гости» уговаривали пустить их в дом. И с какой осторожностью и наблюдательностью «козлята» встречали гостей.

В конце обсудили, на что мы опираемся, когда делаем выводы, кому можно доверять, а кому нет.

2. Тренинг для приемных родителей «Диалог с внутренним критиком - продолжение», 8 человек

На предыдущей встрече родители знакомились со своим Внутренним Критиком, о котором многие даже и подозревали. Между тем, Внутренний Критик всегда с нами, и если бы он не был таким злобным, если бы не унижал нас, высказывался по делу, то он бы помогать нам в жизни. И зная, что Критик был, есть и всегда будет присутствовать в нашей жизни, можно изменить отношения с ним.

У каждого участника на тренинге была возможность проинтервьюировать своего Критика, исследовать его сильные и слабые стороны, вспомнить его происхождение и историю, сферы влияния, планы, от чего он защищает. В ходе работы участники заметили трансформацию своего Критика, а также то, как изменилось отношение к критическому голосу и его высказываниям.

3. Тренинг «Быть собой среди других» для взрослых, 12 человек.

Этот тренинг прошел в поселке Вырица Гатчинского района, в центре «Умиление» для приемных родителей детей с инвалидностью, а также для помогающего персонала (няни, педагоги).

 История семьи Д. (имена изменены)

Весной к нам обратилась Елена, она попросила поддержки в связи с трудным и непонятным поведением 14-летней приемной дочери Натальи. Маму очень беспокоило, что девочка часто закрывается у себя в комнате, избегает общения, уходит из дома, пропускает занятия в школе, грубит. До 12 лет она росла в неблагополучной семье, потом родители умерли, а Наташа попала в приют, где провела почти год. Елена прошла хорошую Школу приемных родителей и вроде была готова к трудностям, но все же не смогла самостоятельно справиться с ситуацией.

Елена начала участвовать в группах для приемных родителей и индивидуально общаться с психологом. Она также предложила дочери поговорить со специалистом. Сначала это было воспринято «в штыки», но позже девочка сама попросила записать ее на встречу. Так психологи стали работать и с приемной мамой, и с дочерью. С Еленой обсуждались вопросы родительских ожиданий и разочарований, ощущения собственной неуспешности в связи с тем, что никак не удается установить контакт с девочкой. Наташе психолог помогал пережить травму потери родителей и помочь адаптироваться в новой в семье.

Постепенно отношения Елены с дочерью стали постепенно меняться. Мама стала понимать многое в поведении девочки и пытаться реагировать без обид и претензий. Работа с семьей продолжается.