Центр поддержки приемных семей в Ленинградской области: отчет за июнь 2020

Центр поддержки приемных семей в Ленинградской области: отчет за июнь 2020
09.07.2020

В июне в Центре поддержки приемных семей "Найди семью" в Ленинградской области (г. Гатчина) на сопровождении находились 27 семей, в которых воспитываются 69 детей.

 Специалистами Центра было проведено 310 онлайн индивидуальных консультаций и занятий:

  • взрослого психолога – 20,
  • специалиста по социальной работе – 13,
  • дефектолога – 80,
  • индивидуальные консультации в Школе приемных родителей (ШПР) - 197.

 Групповые мероприятия:

 1. Тренинговое занятие для подростков «Моя вселенная», 10 человек, 12-15 лет.

Центральным упражнением тренинга было создание подростками коллажа «Моя Вселенная». Каждому предлагалось выполнить в технике фотоколлажа план района, города, страны или вселенной, используя при этом вырезки из журналов. При желании также можно было нарисовать некоторые объекты: реку, дорогу, что-то еще.

Задача каждого участника состояла в том, чтобы придумать свой мир, страну или государство, изобразить его на бумаге, а затем рассказать, кто живет в придуманном мире, чем жители занимаются, какие у них традиции, быт, культура и т.д.

Коллажи и комментарии были разные: У кого-то был мир, где все жители только отдыхали и были предусмотрены разные для этого возможности, у кого-то был город, где жили только счастливые семьи с детьми и домашними животными. Был проект с двумя вселенными, где жители могли телепортироваться из одного мира в другой через портал.

В одном мире жили люди, чьей миссией было помогать другим, тем, кто нуждался. А кто-то населил свой мир прекрасными цветами, но не разрешил ни одному человеку там жить, чтобы все не испортить.

В конце обсудили, кто какие выводы сделал для себя и про себя в ходе работы. И все были очень удивлены тем, что любой коллаж – это, своего рода, автопортрет.

2. Родительская группа «Семья и как в ней всем уцелеть. Часть 2», 7 человек.

Данная онлайн встреча была продолжением занятия, состоявшегося в мае. Родители имели возможность поделиться наблюдениями за изменениями в собственном состоянии, взаимоотношениях внутри семьи, которые происходили в перерывах между занятиями. Смогли обсудить, каким образом удалось применить то, что получили на прошлом занятии.

 В ходе занятия родители смогли лучше понять свое состояние, чувства и потребности. Они потренировались в осознании причин тех или иных поступков, обсудили способы управления сложившейся ситуацией. Специальные приемы позволили родителям озвучить актуальные истории и переживания, что важно для хорошего психического самочувствия в сложившихся обстоятельствах. 

 История семьи

Самоизоляция в период пандемии коронавируса провоцирует конфликты во многих семьях. Семьи приемные не стали исключением.

В середине мая в центр поддержки приемных семей обратилась Ксения, приемная мама подростка Саши. Незадолго до этого Ксения с Сашей договорились встретиться, но сын не пришел в условленное место и не выполнил данное ему поручения. Мать в гневе позвонила домой, но Саша заявил, что никуда не придет, потому что делает школьное домашнее задание. Они поругались, и сгоряча Ксения велела сыну собирать вещи в детский дом.

Ксения обратилась к руководителю центра поддержки приемных семей в состоянии крайнего эмоционального возбуждения. Она не собиралась отказываться от ребенка, но и поговорить с ним не могла. Женщина была обижена на сына, обвиняла его в бесчувственности, безразличии. Она требовала от специалистов, чтобы кто-то объяснил сыну, что так нельзя поступать с людьми, что он обязан принести извинения.

В ходе дистанционной консультации подростка с психологом стало понятно, что он признает часть своей вины в сложившейся ситуации, но угрозу возвращения в детский дом считает недопустимой. Он был обижен на приемную мать и не хочет извиняться. А повод, по которому они должны были встретиться и поручение, которое он обещал выполнить, тяготили его и не имели в его глазах такой ценности, как для его приемной мамы. Только открыто заявить об этом ей он не решался.

Вечером подросток ушел из дома. Раньше никогда такого не происходило. Мать искала его до поздней ночи, собралась заявить в полицию. Подросток пришел домой сам, испугался ночевать на улице, но разговора не состоялось, оба были к нему не готовы.

Специалистами службы сопровождения было проведено более 15 удаленных консультаций с матерью и ребенком по отдельности. Работа с подростком велась в направлении снижения эмоционального напряжения, «заземление» и принятие несовершенства взрослых. Саша признавал, что уход из дома – это жестокий поступок, и был готов к восстановлению отношений.

Параллельно проводилась работа с матерью. В ходе консультаций Ксении напомнили особенности возраста и последствия травмы (подросток пережил изъятие из кровной семьи и несколько возвратов из приемных семей). Обсудили зоны ответственности в отношениях, выяснили, что за отношения отвечает взрослый человек. Углубились в причины, по которым, не выполненное обещание мама расценивает как полное пренебрежение ей самой. Искали возможность восполнения родительского ресурса в условиях самоизоляции. Прояснили, какие изменения произошли с подростком за время его проживания в семье Ксении.

Итогом совместной работы стало преодоление кризисной ситуации. Ксения и Саша восстановили отношения. Работа с семьей продолжается.