Центр поддержки приемных семей в Ленинградской области: отчет за февраль 2021

Центр поддержки приемных семей в Ленинградской области: отчет за февраль 2021
07.03.2021

В феврале в Центре поддержки приемных семей «Найди семью» в Ленинградской области (г. Гатчина) получили помощь 16 семей, в которых воспитываются 37 приемных детей. На индивидуальном сопровождении находилось 9 семей (19 детей).

Специалистами Центра в августе было проведено 118 консультаций и индивидуальных занятий:

  • взрослого психолога – 20 консультаций;
  • специалиста по социальной работе – 18 консультаций;
  • дефектолога – 80 коррекционных занятий.

 Групповые мероприятия

  1. Тренинг для подростков «Учусь общаться» (12 человек, от 12 до 15 лет)

Это был второй тренинг из программы «Взаимодействуем и становимся увереннее в себе».

После приветствия и повторения правил участники тренинга под руководством ведущего поговорили о том, кто и как выбирает друзей. И уже после этого каждый участник выбрал себе 2 метафорические карты из колоды «Nonimals» – себя и друга, с которым хотел бы дружить. Представив и описав себя, перешли к образу друга. Каждый смог поделиться, что это за образ, что за характер, какими качествами обладает, по какой причине был выбран в качестве друга, какие у него сильные стороны, какие слабые, какую помощь может оказать, в чем нуждается сам…

Чтобы взбодрить участников тренинга и дать им подвигаться, провели разные игры. Во всех играх и упражнениях ребята учились в паре, в тройке, в команде, находить свое место в группе.

И, конечно, в конце состоялось долгожданное совместное чаепитие!

  1. Тренинг для приемных родителей «Как зарождается гнев?" (12 человек)

Злость и гнев — это эмоции, свойственные практически всем родителям в определённые моменты. Даже самому спокойному человеку бывает иногда трудно сдержаться, если речь идёт о ребёнке (который не слушается/не спит/ не хочет делать уроки/не помогает по дому/дерзит/не приходит вовремя и так далее).

Родительское раздражение – состояние неприятное и достаточно вредное, мешает пониманию и чувствованию окружающих, снижает ясность мышления, разумность решений и поступков.

На тренинге у каждого из участников была возможность вспомнить ситуации и проанализировать, как тревога превращалась в гнев, почему прорываются крик и злость на тех, кого хочу защитить.

Участники также смогли поговорить об «этажах» эмоций, «подвале» и «фундаменте» неудовлетворенных потребностей, о том, почему между близкими и любящими людьми случаются конфликты, как тревога переходит в жесткий контроль и откуда «растут ноги» у родительского гнева.

Важным открытием было: мы переполнены сложными чувствами, у нас есть невосполненные потребности, и надо позаботиться о себе. Гнев можно контролировать, осознавая его природу в каждой ситуации, понимая, из какой своей «части» мы реагируем на «трудное» поведение ребенка.

  1. Ресурсная группа для приемных родителей (6 человек)

Эта группа – для приемных родителей детей с тяжелой инвалидностью. Родители вместе с психологом рассуждали о границах и их роли в поддержании здоровья, о важности поддержания ресурсности приёмного родителя. Группа искала ответы на следующие вопросы:

  • Что мы вкладываем в понятие «границы»? Определение границ в психологии и социологии.
  • Как образуются и устанавливаются границы? Связь с привязанностью.
  • Границы личные. Границы в паре. Границы нуклеарной и расширенной семьи. Границы сообщества.
  • Организационные границы. Взаимодействие с личными.
  • События на контакт-границе. Механизмы урегулирования конфликтов.
  • Как восстановить личностные границы?
  • Какие качества необходимо развивать в себе и детях? Сложности установления границ с детьми с депривацией, ранней травмой, сиротством, госпитализмом и инвалидностью.
  • Как конструктивно вести себя при уходе и воспитании детей с инвалидностью?
  • Что можно сделать для себя - полезные практики.

История семьи Н. (все имена изменены)

Вот и доросли до школы! Теперь он совсем большой, первоклассник! Мама гордится сыном. Он уже 5 лет в семье и стал совсем родным. Игорь растет в дружной семье: у него есть мама, папа и два брата 13 и 2 лет.

И вдруг, как гром среди ясного неба для родителей, начались истерики и открытые протесты: Игорь не хотел ходить в школу, утром его было не поднять, он не мог высидеть урок 35 минут, начинал ходить по классу и разговаривать со всеми; стал грубить учителям, он долго и со слезами делал уроки, дома был вялым, постоянно хотел спать, и производил впечатление «вечно уставшего».   Учителя жаловались на мальчика, называли его неуправляемым. Дружба с братьями разладилась. Мамины просьбы не выполняет. Попросили вынести мусор – спрятал в подъезде! Что делать?

В полной растерянности от сложившейся ситуации родители обратились в наш центр. На консультации у психолога звучит слово «кризис». Кризис 7 лет, который часто недооценивают, не замечают. Очередной этап отделения от родителей. Ребенок учится справляться сам, но пока не умеет, хочет оставаться маленьким и одновременно уже очень хочет быть большим. Мальчик без конца проверяет надежность родительской любви.

Психолог рассказал маме и папе об особенностях возрастного кризиса, о реакции на стресс в условиях адаптации к школе. О том, что истерики и «неуправляемость» - это возврат на более ранний этап развития, неумение справляться со своими эмоциями. Ребенку нужно с этим помогать и поддерживать его, быть  чувствительными к ребенку, понимать  его и свои эмоции, причины поведения.

Вместе со специалистами был выработан маршрут выхода из кризиса для Игоря: с одной стороны, ввели обязательные режимные моменты, такие как вовремя лечь спать, обязательно отдыхать после школы. Приготовление домашнего задания делать дробно, чередуя время за партой с движением. Учительницу попросили во время урока давать ему мелкие поручения, требующие физической активности – например,  намочить тряпку, вытереть доску и т.д. С другой стороны, уделять ему больше внимания, не относящегося к школе: просто играть и гулять вместе.

Родители стали чувствовать себя увереннее, а Игорь стал спокойнее и уже реже протестует против требований учителей. Работа с семьей продолжается.