Центр поддержки приемных семей в Ленинградской области: отчет за декабрь 2019

Центр поддержки приемных семей в Ленинградской области: отчет за декабрь 2019
09.01.2020

В декабре в Центре поддержки приемных семей "Найди семью" в г. Гатчине на сопровождении находилось 20 семей, в которых воспитывается 51 ребенок. 

Специалистами Центра были проведены 276  индивидуальных консультаций:

  • Семейного психолога – 21
  • Специалиста по социальной работе - 38
  • дефектолога – 192 занятия с 24 детьми, нуждающимися в коррекционных занятиях. 

В течение месяца мы провели следующие групповые занятия: 

Группа для родителей: «Ну почему они такие?!», в занятии приняло участие 6 человек.

Цель занятия – разобраться, как родительские ожидания от детей влияют на наши  с ними отношения, если ожидания не совпадают с возможностями ребенка.

Очень часто, готовясь к приему ребенка в семью, мы заранее мечтаем об этом и представляем, как все будет. Мы думаем, что в семье ребенок «исцелится любовью», «исправится»: перестанет обманывать и воровать, избавится от вредных привычек, у него улучшится поведение, когда мы ему объясним, как правильно и хорошо себя вести, оценки в школе будут улучшаться – ведь мы будем с ним заниматься и вместе делать уроки. Мы верим, что со временем ребенок «оттает», будет нам благодарен за дом и любовь, полюбит нас и станет точно таким же, как все дети, растущие в семьях наших друзей.

Но очень часто, увы, бывает, что происходит в точности наоборот: новый член семьи приносит дневник, полный гневных замечаний учителя; всех обманывает и манипулирует;  подворовывает деньги дома и у одноклассников, задирает и обижает других детей в семье. Он как будто специально делает  все, чтобы не влиться ни в семью, ни в класс. Время идет, ничего не меняется… и вместе с усталостью приходит разочарование, а с ним и вопрос «Зачем мы это сделали? Мы испортили жизнь и себе, и ему. Никому от этого не лучше». Такие мысли означают, что родительский ресурс на исходе, и именно родителям требуется поддержка и работа со специалистами.

На группе мы вместе пытались выяснить, как наши родительские ожидания влияют на отношения с ребенком. При принятии ребенка в голове у родителей возникает своеобразная «картинка», что и как будет происходить, как мы будем жить вместе, и т.д. Исходя из этих ожиданий  мы и пытаемся строить отношения. Но этот образ часто не имеет ничего общего с реальным ребенком, который к нам приходит. Он не просил нас взять его домой, не подписывался выполнять наши годами установленные правила и часто даже не подозревает, что именно от него хотят. А мы устанавливаем для него планку, которой он не может достичь никак.

Разочарования можно избежать, сознательно не формируя никаких ожиданий. Позволить ребенку «выращивать» привязанность столько, сколько ему потребуется – значит, не ждать, что он полюбит вас через месяц, или через полгода. Да и в принципе приемный родитель должен понимать, что любовь может и не прийти, но теплые и надежные отношения для ребенка из детского дома не менее ценны. Ребенок может не перенять устои и привычки нашей семьи ни через месяц, ни через год. Ребенок может не догнать своих одноклассников и всегда учиться на тройки и с огромным трудом или нежеланием.

Возможны любые сценарии, и очень важно понимать, что, во-первых, ребенок имеет право быть самим собой, приспосабливаться к новым условиям жизни долго, медленно, с откатами. Но самое главное, что никакой откат и никакая плохая учеба не означает, что ребенок не получает в семье то, что ему очень и очень нужно: опыт обычной жизни в обычной семье, опыт принятия, опыт защиты и заботы. Именно этот опыт, а не пятерки в школе дает ему в дальнейшем шанс создать свою семью и прожить обычную нормальную жизнь.

Задача родителей в любом случае не подавлять ребенка и себя своими ожиданиями, чтобы не разочаровываться и не давать ребенку понять, что он «какйо-то бракованный». 

Группа для детей 6-11 лет  «Злость», в занятии принимало участие 14 детей.

В веселой игровой форме мы с детьми знакомились с такой эмоцией, как злость. Это сильное чувство, которое раскрашивает окружающую действительность в  мрачные тона. Мы изучали, что происходит внутри, когда мы злимся, и как выглядит со стороны злящийся человек. Мы пытались изображать, как выглядит злость, буквально; рисовали ее на бумаге  и смотрели ей в лицо. Пытались выяснить, каким образом ее можно безопасно вымещать, чтобы не причинить вреда другим людям и себе. Например, взять и побить подушку, или мягкую игрушку. Выяснили, что это нормальное чувство, вполне естественное; и  иногда оно имеет место быть в жизни ребенка в том числе. Мы старались научить детей, что чувствовать злость – не плохо и не хорошо, это нормально. Главное, чтобы, злясь, мы понимали, что злимся, почему злимся, и умели прожить это чувство максимально безопасно. 

Мероприятие «Новый год», участвовало 75 детей.

В этот раз впервые в истории нашего Центра организацией и проведением новогоднего праздника для детей занималась молодежь – 16-18 летние дети из наших подопечных семей. Они организовали столы с разными вкусностями, сформировали за столами команды из детей разного возраста и провели  интеллектуальную игру «Мозгобойня», где каждый мог проявить себя, зарабатывая очки для своей команды. Командам предлагалось отвечать на вопросы с экрана и записывать ответы. За каждый правильный ответ начислялись баллы. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. В перерывах между турами были веселые музыкальные паузы, чтобы все участники могли разрядиться, подвигаться и размяться. В таком веселом и полезном провождении времени и прошло 2 часа.

Все участники праздника получили сладкие подарки от нашего спонсора. 

История многодетной приемной семьи 

В Центр обратились приемные родители Елена и Владимир. В их семье воспитывается четверо детей: двое кровных (дочери Оксана и Надя) и двое приемных (братья Влад и Олег).

Семья жаловалась на поведение самого младшего сына – восьмилетнего Олега. По словам родителей, мальчик очень плохо учится и ведет себя в школе, оттуда постоянно поступают жалобы и замечания, мама все время ходит на беседы с учителем. При этом дома ребенок также не слушается, у него случаются истерики или просто бурные слезы по любому поводу, с ним невозможно ни о чем договориться и никак взаимодействовать.

В процессе диагностики семейной ситуации выяснилось, что Олег и Влад живут в семье около года. Период первоначальной адаптации у мальчиков проходил довольно гладко, никаких серьезных проблем, с которыми родители бы не могли справиться, не возникало. Поначалу, как и положено,  было непонимание со стороны детей по поводу правил поведения дома, но жизнь довольно быстро вошла в мирное русло.

И тогда родители приняли решение принять в семью еще двоих мальчиков из того же детского дома, где раньше жили Олег и Влад. «Новые» браться стали регулярно приезжать в гости (Елена и Владимир оформили для них гостевой режим), и всем детям объявили, что семью в скорок времени ждет пополнение – когда будут собраны все необходимые документы.

В этот момент оказалось, что Олег совсем не готов к расширению семьи. Он воспринял приезд еще двоих детей очень тяжело, у мальчиков установились «детдомовские» отношения – с дедовщиной, жесткой конкуренцией, постоянными выяснениями своего места в семейной иерархии и пр. Именно на фоне этих событий Олег «сломался». И, хотя родители, видя такое развитие событий, отказались от расширения семьи, восстановить поведение ребенка оказалось непросто.

Семья получила ряд консультаций психолога, чтобы у родителей были исчерпывающие рекомендации по взаимодействию с Олегом. Кроме того, специалисты Центра посетили школу, где учится мальчик, чтобы объяснить учителю, что произошло в семье и помочь ему наладить процесс обучения Олега.

Сейчас ситуация выравнивается, семья находится на постоянной связи со специалистами нашего Центра.