Центр поддержки приемных семей в Ленинградской области: отчет за апрель 2021
В апреле в Центре поддержки приемных семей "Найди семью" в Ленинградской области (г. Гатчина) получили помощь 27 семей, в которых воспитываются 52 приемных ребенка, на сопровождении находилось 9 семей, 21 ребенок.
Специалистами Центра в августе было проведено 128 консультаций и индивидуальных занятий:
- взрослого психолога – 20 консультаций;
- детского психолога – 18 консультаций;
- специалиста по социальной работе – 10 консультаций;
- дефектолога – 80 коррекционных занятий.
В апреле прошло 3 групповых занятия, в них участвовали 26 человек.
Тренинг для подростков «Умеем ли мы общаться?» - 8 человек, от 12 до 15 лет.
После приветствия и повторения правил, уже по традиции, каждый участник выбрал себе метафорическую карту, которая ассоциировалась с состоянием, настроением в котором он находятся.
Для того, чтобы повысить уровень активности в группе, вызвать эмоциональную вовлеченность всех участников, провели одну из любимых игр «Крокодил». Правила просты: игрок вытягивает карточку с «рожицей», на которой изображена эмоция, и разыгрывает описанное в ней чувство без слов. Остальные игроки пытаются разгадать пантомиму. В начале большинство ребят осторожничали и хотели только отгадывать, к концу ситуация переменилась: все хотели показывать эмоции.
Еще одним из упражнений была работа в парах. Два участника рисовали на одном листе бумаги. Не разговаривая друг с другом, не договариваясь предварительно о теме рисунка. Интересно было наблюдать, как кто-то подстраивался под другого, был внимательным к тому, что делает партнер или же оставался независимым и рисовал на своей части листа свой сюжет. В конце обсудили, как работалось в паре, кто руководил процессом, кто занимал большую часть пространства, кто меньшую. Проговорили, что и в жизни так же обстоят дела в процессе любого общения и взаимодействия.
Тренинг для приемных родителей «Встреча с внутренним критиком», 9 человек.
Тренинг был для тех, кто часто ругает себя и испытывает неуверенность в своих силах, бывает недоволен собой и своими результатами. Нас с детства учили, что критика — вещь хорошая, что нужно иногда на себя надавить, чтобы что-то дельное получилось… Так чем же опасен этот голос у нас в голове, который заставляет нас видеть свои ошибки и стремиться к совершенству? Почему не стоит принимать за чистую монету все, что он нам нашептывает?
Каждый участник смог познакомиться со своим критиком, выслушать его и даже нарисовать. Узнали, что он тормозит и не пускает в неизвестное, умеет обвинять и наказывать, что он перфекционист и не прощает ошибок. И всегда знает, как было надо! В итоге каждый смог наметить для себя, каким образом в дальнейших жизненных ситуациях действовать, когда голос критика вновь послышится изнутри.
Вебинар для приемных родителей Сланцевского района Ленинградской области, 9 чел.
Состоялась вторая встреча в режиме он-лайн с приемными родителями одного из удаленных районов Ленинградской области, где возможностей государственных служб не достаточно, чтобы помочь всем нуждающимся приемным семьям.
На вебинаре мы обсуждали тему привязанности и ее роли в развитии личности детей различных возрастов. Много времени было уделено ответам на вопросы, они касались, в основном, поведения подростков с травматичным опытом и способов родительского влияния. Обратная связь от родителей была очень позитивной, планируем продолжить общение в режиме оф-лайн.
История семьи К. (все имена изменены)
К нам за помощью обратилась приемная мама Анна, воспитывающая троих мальчиков подросткового возраста. Один из них, Олег, и раньше отличался вспыльчивым характером, но после появления в семье нового приемного ребенка стал проявлять агрессию по отношению к нему.
В ходе работы с семьей стало ясно, что Олег таким образом отыгрывает роль старшего брата, так, как он понимает ее. В детском доме, где Олег рос раньше, отношения между старшими и младшими складываются по определенной схеме: старшие диктуют младшим правила, зачастую применяя физическую силу. Иногда старшие ребята становятся «помощниками» воспитателя и наказывают провинившихся малышей. Поэтому и в семье Олег устанавливал определенные правила для новичка и зорко следил за их выполнением. Если приемные родители просили присмотреть за младшим, Олег выполнял задачу с утроенным рвением.
Психолог посоветовал родителям не делегировать свои обязанности по воспитанию других детей Олегу. Четко обозначить границы ответственности Олега и других членов семье. Обсудить с ребятами правила, принятые в семье. И помочь младшему ребенку почувствовать свои личные границы и научить отстаивать их.
Психолог также работал и с Олегом. С помощью арт-терапевтических методик Олег учился распознавать свои эмоции и безопасно выражать их.
Через месяц работы с семьей ситуация стабилизировалась. Вспышки агрессии у Олега стали проявлять реже.
Семья остается на сопровождении.