Центр поддержки приемных семей в Екатеринбурге: отчет за январь 2021

Центр поддержки приемных семей в Екатеринбурге: отчет за январь 2021
17.02.2021

В январе 2021 года в Центре поддержки приемных семей "Найди семью" г. Екатеринбурга получили помощь 50 семей, в которых воспитывается  98 приемных детей, на сопровождении находились 45 семей, воспитывающие 98 детей ( 5 семей - кандидаты).

Специалистами Центра были проведено 21  индивидуальных консультаций:

  • специалиста по социальной работе - 2
  • детского психолога - 14
  • взрослого психолога – 5.

 В групповых занятиях приняли участие:

В группах для семей  71 человек

В январе прошли два занятия группы для девочек-подростков "Взросление: о сложном просто и честно". В группах приняли участие 6 участниц.

 Тема занятия: "Дружба: доверие и предательство". Участницы поделились тем, что дружба значит в жизни каждой из них. У кого-то много друзей, у кого-то нет ни одного человека, которого можно было бы назвать другом. Кто-то считает, что лучше дружить понемногу со всеми, а кто-то - что друг должен быть один на всю жизнь. Девочки обсудили, что хорошего можно найти в дружеских отношениях, и какими поступками легко их разрушить. Несмотря на богатый разброс мнений, участницы уверенно сошлись в одном: в дружбе ни одна из них не приемлет предательства. Особенно полезно было как бы посмотреть на себя со стороны, столкнувшись с тем, что разные люди ценят в дружбе очень разные вещи.

 Участницы отзываются о занятиях:

"То, что я считаю навязчивостью, оказывается некоторые девочки из нашей же группы считают потребностью в поддержке и внимании. Хотя вроде мы все тут нормальные, но то, что меня раздражает, оказывается, для кого-то может быть нормальным и привычным, а мне бы это даже в голову не пришло".

"Мне кажется, что у нас тут в группе тоже что-то вроде дружбы сложилось. Какие-то общие темы, даже секреты. Мне нравится, что мы здесь не разделяемся по возрасту: кому-то двенадцать, а кому-то семнадцать - ну и что, все равно получается хорошо общаться".

Группа поддержки приемных родителей продолжает в январе свою  регулярную работу.

 В январе  в этой группе приняли участие 5 человек. 

 Группа поддержки работает в формате разбора трудных случаев.

Группа работает в формате разбора трудных случаев в опыте приемных родителей.

Первый случай заявила Тамара. Она поделилась тем, что, после ухода из семьи супруга, она стала будто вечной "строгой воспитательницей" для своих приемных сына и дочери. При этом саму Тамару очень ранит, что дети не слышат ее с первого раза, ей приходится по много раз повторять одни и те же просьбы или наставления. В процессе работы участники выдвинули ряд гипотез, одна из которых касалась того, что Тамара будто опирается на поведение детей, основывая на нем собственные представления о себе как о приемной маме. Как будто, если дети не слушаются, то это из-за того, что они не любят или не ценят ее, словно она недостаточно хороша. Для нее  это стало важным выводом.

Второй случай представила Екатерина. Екатерина поделилась тем, что им с супругом очень сложно выдерживать трудное поведение приемных детей. Каждый раз старшая дочь будто заряжает, подстегивает младшего брата, и вместе они не дают родителям ни одной спокойной минуты. Екатерина просила советов, как найти хоть сколько-то возможностей восстановить ресурс. Участники поделились тем, как это удается им: кто-то нанимает няню, кто-то пользуется группами продленного дня, кто-то прибегает к помощи семьи или сообщества приемных родителей. Для Кати стало важным услышать, что в такой ситуации нормально чувствовать бессилие, что им с мужем действительно непросто, но при этом, что они не одиноки в своих трудностях.

"Я так многому научилась на наших группах, часто вспоминаю и профилактику выгорания и родительские компетенции. Но главное, что я понимаю: я у детей одна. И то, что мне кажется, будто я мало для них делаю, это лишь кажется. Я это поняла в том числе благодаря вам всем, спасибо"

"Оказывается, не только у нас так бывает! Значит, мы не какие-то неправильные родители, и дети у нас похожи на других детей. И правда очень важно иметь возможность отдохнуть одновременно. Сейчас я набираюсь сил на таких занятиях, но муж в это время очень устает дома с детьми. Думаю, я и правда попробую воспользоваться помощью других семей, это может стать спасением для нас"., - говорят участники о группе.

 Январская встреча группы "Родительские компетенции для приемных родителей" была посвящена теме выхода детей на очное обучение, давали друг друга поддержку и рекомендации по эффективному взаимодействию с учителями. В группе приняли участие 9 человек.

Часть занятия была посвящена знакомству с понятием метапозиция. Это способность смотреть на сложную ситуацию со стороны, не вовлекаясь в неё. Родители искали свои способы выхода из сложных эмоций, которые мешают им оставаться в контакте с детьми.

Участники отзываются об участии в группе:

"Учусь не вовлекаться в эмоции дочки и оставаться спокойной".

"Стала реже погружаться в эмоции. Чаще удается успокоиться и решить, что делать дальше, из-за этого у нас меньше конфликтов с сыном".

 В январе продолжаются занятия группы в Семейной Мягкой Школе. В этом месяце участие приняло 21 участник, в том числе 11 детей

Приоритет этого месяца - Игра, как процесс и много контакта с родителями и внутри группы. Родители и дети вместе учились играть, принимать образ, что давало более точное и необходимое  движение в теле. Например: игры «Бешеный заяц» много быстрых движений, и «Дохлый заяц» лежать расслабленно и неподвижно. Принимая эти образы, дети научаются регулировать состояние мышц и реагировать на смену образа. Для того чтобы дети лучше чувствовали свое тело и могли им управлять, а родители сняли «трудовое напряжение» играли в «Сосиску в тесте», «Перекати-поле» «Норки» «Стирка». Игры на развитие чуткости к партнеру, эмоционального контакта «Дрессированные собаки», «Шашлык», «Кнопка счастья», Ляпки парой. Родителям была задача первым замечать у себя и детей что-то хорошее, то, что получается, какой-то успех, и лишь потом предлагать исправлять ошибки. В конце каждого занятия проводили завершающий разговор - «круг успеха», на котором учились говорить о своем состоянии, чувствах, ощущениях учились припоминать хорошее с занятия, говорить так чтобы другие люди услышали и поняли.

 Участники отзываются о занятиях:

«Семейная Мягкая Школа нам очень важна: она укрепляет взаимоотношения, учит ребенка соблюдать правила, слушать и слышать, повышает самооценку, тренирует концентрацию внимания, учит думать, искать решения.»

 В январе в Центре продолжается программа для подростков на развитие эмоционального интеллекта «Эмоциональный интеллект: понимаю себя и других». В ней приняли участие 7 подростков.

 «Тема встречи: "Первая помощи при стрессе – чем я могу помочь себе?" Ребята продолжали тренироваться делиться новостями и переживаниями через я-высказывания, что значительно снизило количество лишней информации и неприятных оценок в процессе общения. В групповой работе делились друг с другом тем, что "я люблю" и "что я не люблю". Удивлением для всех было то, что находить "не люблю" легче, чем "люблю". Рисунок на тему "Мои стрессы", позволил участникам поразмышлять о том, что такое стресс для меня и как я с ним обхожусь. В завершении встречи ребята пробовали телесную практику восстановления душевных сил: расслабить тело, отпустить мысли, понаблюдать на внутренними ощущениями.