Центр поддержки приемных семей в Екатеринбурге: отчет за январь 2020
В январе в Центре поддержки приемных семей "Найди семью" г.Екатеринбурга получили помощь 34 семьи, в которых воспитывается 70 приемных детей. На индивидуальном сопровождении находилось 14 семей, в них воспитывается 35 детей.
Специалистами Центра были проведены 26 консультаций, из них:
- детского психолога - 16
- взрослого психолога - 4
- специалиста по социальной работе - 6.
В групповых занятиях приняли участие:
- В группах для родителей - 33 человека
- В группах для детей – 19 человек
В работе группы «Родительские компетенции для приемной семьи» приняли участие 11 человек. Занятие было посвящено умению родителей смотреть на ситуацию одновременно с нескольких точек зрения. Ведь любой взрослый, принявший в семью ребенка-сироту, часто вынужден быстро принимать сложные решения, в постоянно меняющихся условиях. Для выработки необходимого навыка ведущие разработали специальное упражнение. Каждый участник описывал факты, которые его беспокоят в связи с ребенком. А другие давали несколько разных интерпретаций и выводов из этих фактов. Также участники описывали свои чувства по поводу этих интерпретаций и выводов. Ведущие показали алгоритм реагирования в экстренных случаях, а затем участники дали друг другу рекомендации с учётом своего опыта и алгоритма данного ведущими.
Вот как говорят участники группы об этом занятии:
«Стало видно, что факты часто нейтральные, а ужас, гнев и панику вызывают наши мысли про них. Заметила закономерности того, как похоже интерпретируют чужие ситуации. Буду думать, почему это у меня так»
«Я стала отслеживать признаки того, что скоро взорвусь и задавать себе вопрос: "Стоят ли эти несколько предложений, испорченного вечера?"
В Школе приемных родителей прошло занятие "Приёмный ребёнок в семье: первые дни, недели, месяцы". В начале встречи участники рассказали, каких детей планируют принять в семью и чего ожидают от этого, чего опасаются, на какие вопросы хотели бы найти ответы. Далее ведущие рассказали о теории привязанности, возможных последствиях травматичного опыта и познакомили участников с практическими инструментами (линия жизни приемного ребенка, диспропорции развития), которые можно использовать для поиска причин трудного поведения ребёнка. Также были даны практические рекомендации по установлению и укреплению привязанности. В заключительной части занятия участники имели возможность задать вопросы действующим приемным родителям: маме, усыновившей ребёнка в младенчестве, и семейной паре, воспитывающей разновозрастных приемных детей.
На занятиях «Семейной мягкой школы» в январе приняло участие 17 человек. Мы продолжили практику исследования себя, наблюдаем реакции собственного тела. Во время игр мы разбирали разные задачи: что такое бережное отношение к себе, что делать с возникшим дискомфортом, как бережно относиться к партнеру и понимать его реакции, как просить помощь. Родители практиковали навыки, позволяющие вести ребенка к результату вопросами, а не указаниями, учились через движение тела конкретно сообщать о своем желании, разбирали, какая реакция выбирается человеком при сложной, стрессовой ситуации.
В группе для пар «Мы – родители» в январе приняли участие 12 человек. Встреча была посвящена теме родительских посланий. Участники вспоминали фразы, которые говорили им их родители. Вспоминали чувства, которые они испытывали тогда и как эти родительские фразы влияют на них теперь. Во второй половине встречи участники обсуждали фразы, которые они говорят своим детям. Они старались определить свои эмоции, свои ожидания от детей и найти новую формулировку для фразы, которая бы не обижала ребенка, не разрушала отношения.
Родители отзываются об участии в группе:
"На самих встречах у нас с мужем случаются моменты откровенности и это важно".
"В каких-то моментах мы стали ближе друг другу благодаря регулярным встречам тут".
"Жена сейчас чаще сдерживает себя, и я ей за это благодарен".
"Мы стали больше времени проводить как пара супругов, а не только как папа родителей, решая вопросы связанные с воспитанием".