Центр поддержки приемных семей в Екатеринбурге: отчет за сентябрь 2020
В сентябре в Центре поддержки приемных семей "Найди семью" г. Екатеринбурга получила помощь 52 семьи, в которой воспитывается 132 ребенка, на индивидуальном сопровождении состоит 16 семей, 45 детей.
Специалистами Центра были проведены 20 консультаций, из них
- детского психолога - 10;
- взрослого психолога - 4;
- специалиста по социальной работе - 6.
В групповых занятиях приняли участие: в группах для семей 69 человек.
В сентябре прошло первое занятие группы для девочек-подростков "Взросление: о сложном просто и честно". В группе приняли участие 7 участниц. На этой встрече они познакомились друг с другом и с ведущей, рассказали о себе и своих ожиданиях от группы. Сделали коллажи, описывающие своё отношение к семье, дружбе, любви, школе. Это задел на будущее - в конце сезона девочки сделают такие коллажи снова и смогут увидеть, как они изменились всего за девять месяцев.
По завершении первого занятия участницы анонимно написали вопросы и опасения, которые их беспокоят: "Как понять, надежный ли я друг?", "Как не затеряться в обществе?", "Как понять, что ты нужна человеку?", "Почему мальчики влюбляются в девочек?", "Как я буду жить в будущем?", "Как поставить на место учительницу, которая на тебя орет?", "Я боюсь одиночества", "Кем я стану?".
Ответы на эти вопросы девочки найдут вместе во время занятий.
После встречи девочки делятся впечатлениями:
"Я думала будет скучно, а оказалось интересно".
"Я рада, что на этой группе можно будет спрашивать что-то, что стыдно спросить у мамы".
"Я хочу стать психологом, и сама хожу к психологу, мне очень интересно посмотреть, как занимаются в таких группах. Мне нравится, что мы здесь общаемся, как взрослые".
Группа поддержки приемных родителей начинает вновь свою работу после летнего перерыва. Основная идея группы - в разборе трудных случаев. В сентябре в группе приняло участие 6 человек. Каждый участник может рассказать свою историю, которая вызвала затруднение. На первом круге приемные мамы поделились, с чем они пришли, какое их состояние сейчас.
Вероника озвучила запрос следующим образом: "Прошу советов в том, как поставить себя перед мужем и дочерью, чтобы не чувствовать себя проигравшей?". Приемную маму долгое время беспокоит, что супруг будто бы выбирает приемную дочь Галю во всех ситуациях: когда нужно вместе провести время, когда идет выбор фильма для семейного просмотра, когда кому-то нужно купить новую одежду. Вероника страдает от такой конкуренции, ей кажется, будто дочь вытесняет ее из супружеских отношений и стремится занять ее место. Приемная мама ощущает взаимодействие с Галей как соревнование, в котором дочь - вечный победитель.
На первом круге участницы поделились эмоциями, которые возникают у них при знакомстве с данной ситуацией. На втором круге озвучили гипотезы - предположили возможные причины возникновения проблемы. На третьем круге дали свои рекомендации.
Вероника нашла для себя решение трудной задачи: «Спасибо! Мне стало легче. Вижу, что я не одна. Казалось ведь, что весь мир против меня, что я сумасшедшая, выдумываю трудности там, где их нет, но они есть не только у меня. Все решаемо".
Другие участники отзываются о занятии: "Рада, что пришла на группу. Мне здесь хорошо, вокруг единомышленники. Оценила, что позади одни трудности, но понимаю, что впереди другие".
"С сегодняшней встречи я вынесла убеждение, что нужно доверять ребенку. Ему хорошо знать, что дома он защищён".
С нового сезона также продолжает свою работу и занятия в Семейной мягкой школе. В этом месяце участие приняло 13 взрослых и 12 детей (10 семей)
Занятия в сентябре были направлены на знакомство с методикой (ее правилами и принципами взаимодействия, структурой занятия) на знакомство семей друг с другом. Начали с игр, дающих возможность прочувствовать свое тело и родителям и детям «Догони и обними», «Сосиска в тесте» (обнявшись всей семьей катиться по татами и от этих плотных объятий у родителей и детей чётче простраиваются ощущения себя и границы тела). Массажи под стихи, дающие родителям и детям спокойно воспринимать прикосновения друг к другу. Эти игры помогают выстроить доверие к близкому человеку. Для того чтобы внести позитив в восприятие происходящего по окончанию каждого занятия проводится «круг успеха» - учимся замечать в первую очередь за собой успех с занятия и озвучивать его словами перед всеми. В начале первые фразы были об ошибках детей или своих, родителям было сложно припомнить хорошее, но к третьему занятию стало получаться держать во внимании свои успехи и даже дети стали высказываться о себе самостоятельно, без напоминания со стороны взрослого. На детских занятиях решали и индивидуальные задачи адаптации детей к новому обществу и новому пространству. Учились определять поведение ребенка, например: «Он не играет на первом занятии, потому что это его обычная стратегия поведения при адаптации» Находили вместе объяснения, чтобы снять переживания у мам.
Исходя из наблюдения за взаимодействием родителей во время игр и анализируя их вопросы во время игр были выявлены самые актуальные принципы Семейной мягкой школы: «Правильно то, что удобно» ( т.е. родитель выбирает самостоятельно, чувствуя собственное тело, как ему в данный момент среагировать на воздействие) «Поливаем цветочки, а не сорняки» (т.е. замечать и уделять внимание, хвалить только то поведение детей, которое хотим видеть в будущем). Эти и другие принципы родители изучали на себе во время Взрослой практики Мягкой Школы на таких упражнениях как «Выползание из-под навалившихся людей», «Кувырки с места назад, кувырки вперед с разбега». Родители, наблюдая за собой в этих упражнениях, видели свои стратегии поведения, учились озвучивать ощущения своего тела, тем самым больше осознавая себя.
В сентябре также состоялась первая в этом сезоне встреча участников группы "Родительские компетенции для приемных родителей". В группе приняли участие 7 родителей. На группу пришли новые семьи Центра и те, кто посещает группы уже несколько лет. Важным на группе было познакомиться, вспомнить все хорошие изменения, которые случились в семьях за лето. Родители начали тренировать первую родительскую компетенцию - "замечать себя", а именно - обращать внимание на свое состояние, ощущения в теле, чувства и мысли. Именно эта компетенция помогает родителям оставаться в ресурсе. На основе этой компетенции будут выстраиваться все остальные.
"Я всегда хотела для себя поддерживающее окружение и только во время карантина поняла, что это окружение у меня уже есть — это наше сообщество приемных родителей. Это мой большой ресурс".
"Я ходила на группу в прошлом году и сейчас пришла снова. Так как знания, которые я получила в прошлом году мне помогают. Я вспоминаю то, что мы обсуждали на занятиях и использую в общении с ребёнком. Я более спокойно реагирую на поведение ребенка", - говорят наши участники.