Центр поддержки приемных семей в Екатеринбурге: отчет за ноябрь 2020

Центр поддержки приемных семей в Екатеринбурге: отчет за ноябрь 2020
14.12.2020

Помощь Центра поддержки приёмных семей «Найди семью» в г. Екатеринбурге в ноябре получили 70 семей, в которых воспитывается 132 ребенка. На индивидуальном сопровождении находилось 46 семей, воспитывающие 110 детей.

 Проведено 35 индивидуальных консультаций, из них:

  • взрослых психологов - 15;
  • детских психологов - 14 ;
  • специалиста по социальной работе - 6.

 В групповой работе для семей приняли участие 67 человек

В ноябре прошли два занятия группы для девочек-подростков "Взросление: о сложном просто и честно". Участвовали 8 девочек.

 Одной из тем встречи стала "Семья". Участницы поделились тем, что значит для них семья: это понимание, поддержка, любовь. Изобразили схематично свои семьи, отразив на картинке не только приемных родителей, но и членов кровной семьи. Девочки вместе с ведущей сделали вывод о том, что каждый взял что-то хорошее от своих кровных родственников: кто-то внешность, кто-то характер. И многое можно получить в приёмной семье. Важно было присвоить возможность взять именно хорошее от кровных родителей, чтобы ярче ощутить собственную ценность.

 Участницы группы отзываются о занятиях:

"Мне нравится, что здесь можно говорить о таком, о чем просто с друзьями не поговоришь".

"Я слышу истории других и думаю, как же нам повезло, что мы оказались в приемных семьях. И у нас теперь все по-другому. Может быть, если бы моя кровная мама получила поддержку, её жизнь сложилась бы иначе".

"Я думаю, что внешностью я похожа на кровных родителей. Я красивая, а вот воспитание у меня из приёмной семьи, и этим я похожа на маму и папу, с которыми живу сейчас".

 Группа поддержки приемных родителей продолжает свою регулярную работу. В ноябре в этой группе приняли участие 12 человек. 

Группа работает в формате разбора трудных случаев. Так, Светлана рассказала, что приемный сын ворует у неё деньги. Это происходило уже четыре раза за последний год. Каждая такая ситуация очень ранит её, ей кажется, будто доверие рушится, а ещё очень страшно, что сын не сможет в будущем выстроить отношений с близкими, потому что будто бы не видит ценности в эмоциональном контакте. Участники встречи очень горячо обсуждали ситуацию Светланы и рассказывали, как сами справлялись: выяснилось, что у многих дети воровали.

 А Марину беспокоит, что в конфликтах её девятилетняя приемная дочь кричит, что хочет жить в детском доме. Участники высказали предположения о том, что ребёнок таким образом может требовать внимания, поскольку не имеет особого значения, какой оно окраски. Негативное внимание получить легче, поэтому девочка и выбирает простой путь - говорит то, что вызывает у мамы большой эмоциональный отклик. Важным стал совет о том, чтобы замечать себя, заботиться о себе и общаться с ребёнком из ресурсного состояния.

 Третья встреча группы "Родительские компетенции для приемных родителей" была посвящена теме чувств и эмоций. 14 участников учились узнавать свои чувства и чувства своих детей. Этот навык необходим приемным родителям, чтобы помогать своим детям проживать трудные эмоции и возвращаться в равновесие.

 «После последней встречи при конфликтах с дочерью я стала себя спрашивать: а что она сейчас чувствует, какая у нее потребность. И это помогает мне не идти в конфликт с дочерью. Я научилась не включаться эмоционально в состояние ребенка и видеть его потребности под эмоциями. И пытаться эти потребности удовлетворить», - говорит участница группы.

 В ноябре продолжились занятия группы в Семейной Мягкой Школе. В них участвовали 24 человека, в том числе 14 детей

В этом месяце группа работа в двух направлениях.

Физическое развитие: Исходя из состояния детей были выбраны игры на изучение карты тела, чтобы легко находить названную часть тела, правильно управлять ей относительно себя, относительно пространства и другого человека. Такой навык помогает снижать общую тревожность. Продолжили развивать умения напрягать и расслаблять части тела: это позволяет лучше контролировать свое поведение.

Психологическое развитие: Продолжили изучать смыслы игр, отрабатывать эффективное, позитивное говорение. Взрослые искали ответы на такие вопросы: как сказать ребенку свое пожелание без критики, как формулировать словами алгоритм действия для ребенка без прямого указания, как, через какие действия, дать почувствовать ребенку, что его любят?

У детей продолжили тему про драки и конкуренцию: Как другу сказать, что это мое? Как попросить помощи у мамы, папы? Как договориться с братом или сестрой об очередности в игре с мамой или папой?

 В ноябре в Центре началась новая программа для подростков «Эмоциональный интеллект: понимаю себя и других». В ней приняли участие 8 человек.

 Тема встречи: Понимаю ли я свои чувства и могу ли выразить их словами. Где мои чувства и где чужие? Как понимание своих чувств помогает в общении и в жизни? На занятии с помощью весёлой игры ребята сначала вспоминали имена друг друга. Затем говорили о том, какие в жизни бывают ситуации и какие эмоции при этом испытывают участники: «у меня все как обычно" - это как? - мне без разницы: что за чувства стоят за этой фразой; - получить долгожданной подарок: всегда ли это про радость?»