Центр поддержки приемных семей в Екатеринбурге: отчет за ноябрь 2018

Центр поддержки приемных семей в Екатеринбурге: отчет за ноябрь 2018
12.12.2018

20 человек приняло участие в программах Центра сопровождения приемных семей в ноябре.

4 человека находились на индивидуальном сопровождении специалистом по социальной работе.

5 детей находятся на индивидуальном сопровождении психологом. 

В ноябре на группе «Адаптация приемного ребенка в семье» присутствовало 6 человек. Встречи группы проходят уже почти 8 месяцев и родителям было важно отметить те изменения, которые происходят в отношениях с детьми. Одна из участниц поделилась радостью от близости с сыном, большей расслабленностью и принятием ребенка. Так же изменения происходят и с самим ребенком: он больше доверяет маме, выделяет ее среди других взрослых как источник успокоения и безопасности. Темой этой встречи стало отношение приемных родителям к кровным родителям детей. Участники делились разными переживаниями: от благодарности до презрения и большой злости. Ведущие помогали выстроить диалог между родителями с разными позициями, давая возможность проявиться всем чувствам, которые есть в этой теме. Участники делились своим опытом разговоров с детьми на тему кровных семей. Практическая часть занятия была посвящена тренировке способности говорить "нет" и ставить границы. 

В встрече ноябрьской «Группы поддержки приемных родителей» приняли участие 7 человек. В первой, неформальной части родители обсуждали вопрос необходимости пауз между курсами реабилитации для ребенка. С точки зрения психолога эти паузы важны для профилактики истощения родителя. Для того, чтобы у мамы и у ребенка появлялись впечатления и воспоминания не только о трудностях реабилитации и преодолении препятствий, но и о времени, проведенном вместе за простыми приятными делами, впечатления о радости и расслаблении в обществе друг друга. Это способствует становлению и укреплению отношений привязанности. Среди родителей, пришедших на встречу, оказалась участница, которая смогла прокомментировать этот вопрос с точки зрения детского невролога. Таким образом у родителей появилось больше возможностей планировать медицинскую и педагогическую реабилитацию более осознанно.

Такой обмен между родителями укрепляет связи между ними, дает возможность переживать себя компетентными и поддержанными одновременно. Все это способствует снижению уровня стресса у родителей.

Вторая часть встречи была посвящена обсуждению собственного состояния каждого участника. Здесь родители делились своими успехами, радостями и тем, какую нужду переживают в данный момент. Важно, что на группе присутствуют папы, которые видят ситуацию родительства, со своей стороны. Ценным открытием данной группы стало то, что не только мама переживает "день сурка", но и папа "приходит с одной работы на другую работу" и переживает усталость, раздражение и бессилие. Среди радостных моментов многие мамы стали отмечать, что за почти два года работы Центра их отношение к своей ценности и своим границам стало более осознанным. Сейчас они уже не только понимают необходимость заботы о себе, чтобы продолжать заботиться о детях, но и могут себя радовать, не испытывая при этом чувство вины. Здесь поднялась важная тема: детям сложно воспринимать как ценность маму, мамино время, мамино состояние, если мама сама не воспринимает себя ценной. 

Отчет о взаимодействии с семьями специалиста по социальной работе  

  • В семье Смирновых приемная дочь Таня продолжает занятия с травмотерапевтом Центра сопровождения. Некоторые прежние проблемы решены, но сейчас родителей беспокоит новая трудность – воровство и трудности с поведением: после школы Таня сидит в раздевалке с телефоном и не хочет идти домой.
  • Трофимовы – Приемная мама в ноябре вновь ощутила, как сложно ей даётся воспитание сына: она отмечает, что, когда она привыкает к одним его проступкам, он начинает совершать другие, от которых ее «выносит». В связи с переездом за город семья не имеет возможности посещать групповые занятия Центра сопровождения, однако мальчик продолжает заниматься с травмотерапевтом. Приемная мама даже возвращалась к идее отказа от мальчика, однако окончательного решения ещё не приняла.
  • Ткаченко – приемная мама обратилась в Центр сопровождения с запросом на консультацию психолога для приемной дочери: девочка грубит маме и другим членам семьи, отказывается принимать участие в общих семейных делах и обязанностях. Приёмной маме передан контакт специалиста, девочка сможет посещать занятия.
  • Лаптевы – приемная мама около полугода назад приняла в семью. Где уже есть двое приемных детей новую девочку. Сейчас мама много занимается развитием и адаптацией маленькой Светы, однако с трудом находит время на себя и собственный отдых, но по-прежнему заинтересована в принятии в семью еще одного, четвертого, ребёнка в гостевом формате, и предпринимает активные действия по оформлению гостевого режима. Мама старается максимально посещать Группы для родителей, поскольку видит в этом большой ресурс. Мы в Центре продолжаем оказывать поддержку семье.
  • Кравцовы - в приемной семье начались проблемы с дочерью Галей (14 лет): приемная мама прочитала ее переписку в социальных сетях и увидела сообщения непристойного характера, чем была крайне огорчена. Помимо этого, девочка отказалась заниматься огненным шоу в студии молодежного творчества. Родители сожалеют о таких изменениях в поведении девочки, обратились в Центр сопровождения за помощью индивидуального психолога. С декабря специалист Центра начнет работу с Галей. 

Индивидуальные консультации:

Консультация Степановой Натальи по вопросу передачи ребёнка в семью в рамках гостевого режима. Наталью интересовало, возможно ли забирать на выходные одного ребёнка, несмотря на то, что у него есть старший брат подросток. Наталье разъяснено, что это возможно только с согласия братьев и сестёр, проживающих в детском доме, старше 10 лет. 

История семьи Трофимовых

Участник Центра сопровождения приёмных семей Дарья Трофимова обратилась в Центр с запросом на помощь в связи с желанием отказаться от воспитания приемного мальчика. При этом обращение Дарьи выглядело, скорее, как крик о помощи, поскольку она не находит в себе сил на воспитание приёмного ребёнка. С тех пор как мама стала спокойнее относиться к воровству и дракам мальчика, он нашёл другие способы выводить ее из душевного равновесия. Например, Данил, сразу после маминой уборки перед приходом гостей измазал стены уборный фекалиями. Дарья накричала на сына, а потом дала ему подзатыльник. Несмотря на это, на следующий день мальчик описал стены.

Дарья не только не ощущает достаточной поддержи от собственных родителей, но и слышит постоянные упреки в том, что якобы недолюбливает мальчика.

Данил, слыша такие слова, вторит бабушке и дедушке, упрекая маму в том, что она вкуснее кормит кровную дочь, накладывает более объемную порцию папе.

Также Данил обнаружил, что мама резко реагирует на разговоры о смерти, поэтому мальчик любит спрашивать у мамы, скоро ли она умрет, достаточно ли плохо себя чувствует.

Дарья четко понимает важность границ, устойчивости и режима дня для ребёнка. Она путается, когда попадает в неустойчивое состояние, и считает, что таким обращением только портит мальчику жизнь. Она высоко ценит Группы для родителей как источник не только ресурса, но и чётко сформулированных знаний.

Для нее обратиться уже в третий раз с идеей об отказе - стыдно. Она очень беспокоится о возможных преждевременных выводах в ее адрес.

Принято решение о том, что она подумает до 1 декабря, в при встрече со специалистом по социальной работе можно будет разработать план поддержки семьи в целом и приёмной мамы в частности.