Центр поддержки приемных семей в Екатеринбурге: отчет за март 2021
В марте 2021 года в Центре поддержки приемных семей "Найди семью" г. Екатеринбурга получила помощь 51 семья, в которой воспитываются 109 приемных детей (в том числе 7 семей без детей, кандидаты в приемные родители), на сопровождении находились 43 семьи, воспитывающие 108 детей.
Специалистами Центра были проведено 37 индивидуальных консультаций:
- специалиста по социальной работе - 5
- детского психолога - 7
- взрослого психолога – 25.
В групповых занятиях для семей приняли участие 72 человека.
В марте прошли два занятия группы для девочек-подростков "Взросление: о сложном просто и честно" (9 участниц).
На занятиях продолжаем обсуждать тему "Отношения". Девочки написали по несколько вопросов, которые их особенно волнуют, и с помощью ведущей вместе искали на них ответ. "Как понять, что я нравлюсь мальчику?", "Как вести себя, чтобы он обратил на меня внимание?", "Во сколько лет нормально заниматься сексом?" - эти и многие другие вопросы девочки не всегда могут обсудить с родителями. Занятие выстроено таким образом, что участницы будто сами находят ответ. Касаясь темы близости, неизменно говорили о границах, о важности понимания собственных реальных желаний, о безопасности и заботе о себе. И, конечно, о том, что в самые трудные моменты важно обращаться за помощью к тем взрослым, которые всегда на твоей стороне.
Участницы отзываются о занятиях:
"Столько вопросов, с которыми бывает трудно разобраться. Мне так нравится, что мы тут можем говорить вообще обо всем".
"Тема отношений самая интересная, хорошо, что мы сейчас работаем с ней. Мне как раз очень вовремя, потому что мы недавно расстались с парнем, которого я думала, что люблю "
Группа поддержки приемных родителей продолжает регулярную работу (в марте участвовали 10 человек).
Группа работает в формате разбора трудных случаев. Своим затруднением поделилась Наталья: она воспитывает двоих приемных детей с младенческого возраста. Оба ребенка воруют, что вгоняет ее в отчаяние. Психиатр и психотерапевт, со слов Натальи, сказали: готовьтесь жить в сейфовом режиме. Наталья очень не хочет и боится этого - это вообще похоже на историю ее детства. И она, и брат воровали, дома все шкафы закрывались на ключ. Задав уточняющие вопросы, участники высказали предположения о возможных причинах такого поведения детей: потребность во внимании, любопытство, потребность снять напряжение, желание испытать острые ощущения, сигнал о более серьезных трудностях - вариантов было множество. По ее запросу участники дали рекомендации: рассматривать воровство как симптом другого затруднения, принять, что оно когда-нибудь закончится, проработать в личной терапии детскую травму, связанную с воровством. Наталья отметила, что ей очень важно было получить поддержку от участников: ей помогло, что у других приемных родителей тоже есть дети, которые берут чужое.
Отзывы участников:
"Люблю группу поддержки за то, что тут можно встретить разные истории и неизменно испытать облегчение: проблемы не только у нас".
"Даже когда прихожу без запроса, нахожу что-то для себя. Какие-то ответы на вопросы, которые всплывают иногда. Что-то беру на будущее, чтобы быть готовой к трудностям".
Мартовская встреча группы "Родительские компетенции для приемных родителей" была посвящена историям приемных детей. В группе приняли участие 6 человек.
На этой встрече участники учились анализировать возраст развития своих детей. Для каждого ребенка рисовали "мозаику развития", чтобы посмотреть на какой возраст развит ребенок в разных сферах. Также родители анализировали те диспропорции в развитии, которые смогли заметить и выстраивали стратегию дальнейшей помощи своим детям.
Отзывы участников:
"Для меня спасение наши встречи. И то сообщество, которое сложилось. Я чувствую себя не одиноко". "После прошлой встречи я стала чаще напоминать себе, что дочь не делает что-то мне назло. Это так в ней проявляется её история. От этого я спокойнее и у нас меньше ссор дома".
В марте продолжаются занятия группы в Семейной Мягкой Школе. В этом месяце участие приняло 21 участник, в том числе 10 детей
В марте родители продолжили применять принципы Семейной мягкой школы «Сделай себе удобно», «Полив Цветочков, а не Сорняков», «Учим только тому, что умеем сами», «Заканчиваем на успехе». Учились отслеживать внутренние состояния и изменять негативные, такие как «Я переживаю что в игре сделаю больно партнеру…», «Я напрягаюсь от ожидания что мне будет больно…», на позитивные. Дети учились проявлять себя через участие в объяснениях игр, в беседах в общем кругу после занятия.
Участники отзываются о занятиях:
"Наблюдаю изменения у ребёнка: 1. Старается соблюдать правила на занятиях. 2. Идёт с большим удовольствием на занятие 3. В наших с ним командных заданиях более охотно участвует со мной. У меня: 1. Стараюсь замечать положительное в первую очередь. Спрашивать сначала про хорошее. Акцентировать на хорошем. 2. Стараюсь давать меньше инструкций, а предлагаю ребёнку думать самому."
Работа других групп:
- Вторая «Группа для девочек подростков» - 8 участниц
- Группа для родителей «Профилактика выгорания» - 7 взрослых
- Группа «Телесная осознанность. Тело как опора» - 6 взрослых
- Терапевтическая группа - 8 взрослых
- На занятии ШПР было 7 взрослых