Центр поддержки приемных семей в Екатеринбурге: отчет за май

Центр поддержки приемных семей в Екатеринбурге: отчет за май
08.06.2018

В мае 2018 года помощь в Центре поддержки приемных семей в Екатеринбурге получили 28 семей. На индивидуальном сопровождении находилось 7 семей. Также в Центр поступил запрос от еще одной семьи – эта семья в мае проходила диагностику.

В мае прошла третья встреча «Группы поддержки», на которой присутствовали 8 человек. Все встречи «Группы поддержки» проходят по единому сценарию. Начинаются они с круга заявок, где каждый приемный родитель может рассказать о своей самой насущной проблеме и попросить поддержки группы. Затем, в зависимости от того какой какая тема наиболее интересна участникам, группа выбирает, с каким запросом работать. Участник подробно рассказывает о своей ситуации и о том, какую помощь хотел бы получить сегодня. Другие участники пытаются разобраться в деталях проблемы, тех переживаниях, которые испытывают сами и предполагают, что могли бы испытывать разные участники ситуации, выдвигают свои гипотезы того, что происходит и предлагают пути выхода.

Для разбора на текущей встречи участники выбрали запрос, связанный с воровством. Эта тема актуальна для приемных родителей не только потому, что и в других семьях есть дети, которые воруют, но и потому что это тема пугает и родители хотели бы получить инструменты профилактики воровства у детей. Хотя в каждом случае дети реализуют разные потребности через воровствои ведут себя по-разному, сам алгоритм разбора очень полезен родителям для анализа любого трудного поведения их детей. Также родители тренируют очень полезные навыки: присутствие, внимание, выдерживание сложного поведения и своих чувств в связи с этим. Завершается разбор кругом обратной связи. Участники говорили что испытывают облегчение от того, что видят людей со схожими проблемами и учатся искать выход, что их очень продвигает участие в группах проекта. Благодаря участию в проекте им стало легче принимать собственных детей, разбираться в причинах  их поведения,  находить ресурсы для жизни и радости, они нашли единомышленников и получили новые навыки саморегуляции.

Также прошла третья встреча группы «Адаптация». В ней приняли участие 6 человек. Основной темой этой встречи стали уровни развития привязанности по Гордону Ньюфелду. В форме интерактивной лекции ведущие познакомили участников с тем, как формируется привязанность у ребенка в норме. Отвечая на вопросы участников про их детей, ведущие помогли родителям разобраться, как обстоят дела с развитием привязанности у детей в каждой конкретной семье. Дети, которые находятся в процессе адаптации в семьях участников, разного возраста, поэтому полезным для укрепления привязанности оказался не только лекционный материал от ведущих, но и опыт других участников. Также участники смогли посмотреть на то, как постепенно укрепляется привязанность их детей с момента появления ребенка в семье. Анализируя свои сложности в воспитании детей, участники учились разбираться, какой уровень привязанности формируется в данный момент.

Группа «Школа и школьное обучение» в мае подошла к своему завершению вместе с окончанием учебного года. На финальной встрече участники вспоминали те мысли и опасения, с которыми они приходили на первые встречи, подводили итоги года. Самое важное, что отметили многие участники – это изменение их восприятия школьных трудностей своих детей. Стали больше понимать причины неуспеваемости, причины детских страхов и протестов, стало гораздо меньше раздражения и конфликтов. Вот отзыв одной из мам: «Я поняла, что нет ничего важнее наших отношений с дочкой! Что ни одна хорошая оценка не стоит этого. Я стала спокойней, и у дочки начались положительные изменения в учебе.»

На группе «Профилактика родительского выгорания» разбирали сложный и важный вопрос установления баланса между брать и отдавать. В группе приняли участие 11 родителей. Участники отметили, что давать, оказывать помощь кому-то, откликаться на чью-то просьбу гораздо проще, чем попросить помощи для себя, принять помощь от другого человека без стыда и неловкости. Участники смогли проанализировать свои отношения, что они вкладывают и что получают в каждом контакте.

 

В мае в Центр поддержки приемных семей обратилась Валентина Тулина, приемная мама Гоши. Гоше 11 лет, он отказник с рождения, в семье Валентины он воспитывается с 2,5 месяцев.

Сама Валентина имеет неполное среднее образование и всю жизнь работает на одном предприятии. Когда Валентина много лет назад вышла замуж, оказалось, что она не может иметь детей. Для девушки это стало очень серьезным испытанием, она сильно переживала и думала о самоубийстве. Но потом пришла к мысли о приемном родительстве. Муж это решение не одобрял, но из-за жилищных проблем еще долгое время после появления Гоши оставался в квартире Валентины.

Когда Гоша был совсем маленьким, у него были проблемы со здоровьем. Мальчик наблюдался у невролога, однако к трем годам все диагнозы у него сняли. В школу Гоша пошел вовремя, учился хорошо.

Однако в последнее время у Гоши в школе начались очень серьезные проблемы с поведением: учителя говорят Марине, что ребено неуправляем, хотя и успевает по всем предметам. Дома Гоша отказывается делать уроки, не поддается на уговоры мамы. Мама теряет терпение и повышает голос, на что Гоша тоже отвечает криком, прчем старается кричать около двери, чтобы крики слышали соседи. Один раз его стратегия увенчалась успехом: соседи пожаловались на Валентину в опеку. Правда, после проверки органами опеки было вынесено решение, что в семье все благополучно, однако Валентина осознает проблему и хочет найти пути ее решения.

После обращения в Центр с Валентиной и Гошей начали работу специалисты Центра: на первом – диагностическом – этапе с семьей беседовали психологи, а социальный работник посетил маму и сына дома. В результате выяснилось, что у Гоши существует проблемы с восприятием приемной семьи, он задает частые вопросы про кровную маму, и Валентине нужна помощь психолога для формулировки ответов и правильного отношения к интересу ребенка. Кроме того, Валентине рекомендовано посещение психотерапевтической группы («Группа поддержки»), и она уже побывала на одном занятии. Также маме рекомендовано пройти диагностику у психиатра, так как наши специалисты подозревают у нее депрессию. После консультации у психиатра с семьей начнет индивидуальную работу психолог Центра.