Центр поддержки приемных семей в Екатеринбурге: отчет за май 2021

Центр поддержки приемных семей в Екатеринбурге: отчет за май 2021
17.06.2021

В мае 2021 года в Центре поддержки приемных семей "Найди семью" г. Екатеринбурга получили помощь 45 семей, в которых воспитывается 109 приемных детей, на длительном индивидуальном сопровождении находились 44 семьи (108 детей).

Специалистами Центра были проведено 33 индивидуальные консультации:

  • специалиста по социальной работе - 6
  • детского психолога - 13
  • взрослого психолога – 14

 В групповых занятиях приняли участие 55 человек.

В мае прошли два заключительных занятия группы для девочек-подростков "Взросление: о сложном просто и честно"(9 участниц).

 На занятии девочки говорили о том, что ждёт их предстоящим летом. Называли два момента, которых они ждут с радостью, и один, который может потребовать усилий. У каждой участницы были свои ожидания и опасения. Затем работали с метафорическими картами, девочки доставали "взакрытую" две карты, в которых искали, что поможет им справиться с предстоящей трудностью этим летом. Одна карта обозначала ресурсы извне, а вторая - собственные ресурсы. Оказалось, что зачастую ресурсом "извне" может оказаться семья, а не только друзья. А хорошие личные качества - смелость, чуткость, искренность - удалось присвоить с поддержкой других участниц, которые говорили сомневающимся "да это же про тебя! Вспомни вот ту историю, ты была там такая смелая!". Или "ты все девять месяцев находила добрые слова практически для каждой из нас, это твоя суперсила!"

 Участницы отзываются о занятиях:

 "Мне очень понравилось работать с картами! Каждая картинка была реально про меня. И я нашла ответ на важный вопрос: чтобы справиться с трудностями, мне стоит наладить отношения с кровным папой".

"Поначалу мне было трудно придумать, что значит картинка. А потом я поняла, что надо не думать, а просто смотреть, и мысль сама придёт в голову. И всё получилось".

"Это было хорошее занятие. И про семью я даже не думала, что это ресурс. А ведь и правда, мама меня поддерживает, как никто. И ещё мне так жаль, что мы встречаемся последний раз в этом учебном году. Вдруг мы больше не увидимся? Я буду очень скучать!"

Группа поддержки приемных родителей (6 человек) тоже завершила работу в мае и ушла «в отпуск» до осени.

 На занятии участники проводили исследовательскую работу: оценивали, как изменялось их психологическое состояние с сентября по май, обращали внимание на моменты, которые отнимали ресурс, и выделяли, что помогало ресурс восполнить. Оценивание велось по десятибалльной шкале.

Одна из участниц начала работу со слов о том, что у неё в целом всегда всё хорошо и вряд ли получится поставить где-то отметку ниже 9 баллов. Однако в процессе работы удалось обратить внимание на то, что бывали действительно непростые времена в течение учебного года.

Среди того, что отнимает ресурс у многих была школа и выполнение домашнего задания с детьми, а среди того, что ресурс придает, - индивидуальная работа с психологом и участие в группах Центра сопровождения приемных семей.

Очень важно было обратить внимание на то, как сильно те или иные обстоятельства влияют на собственное состояние, и как важно заботиться о себе и давать себе поддержку.

Отзывы участников:

"Оказывается мой учебный год в какие-то моменты был буквально гонкой. А потом я истощалась, и был спад энергии. Набиралась сил - и снова гонка. Хотя в целом казалось, будто мне всегда нормально".

"Мне так важно было увидеть, что обстоятельства, вызывавшие у меня бессилие и слезы этой осенью, теперь стали поводом гордиться собой. Я справилась. И вспоминаю с достоинством о том, как непросто мне было".

"Наши группы - это спасение. Так хорошо услышать, как бывает у других. Получить поддержку. Каждый раз я выходила отсюда с новой информацией для размышления. И каждый раз какие-то трудности сдвигались с мёртвой точки".

 Майская встреча группы "Родительские компетенции для приемных родителей" (5 человек) тоже была последней в этом сезоне.

 На завершающей встрече участники подводили итоги года. Сравнивали себя и свое состояние в начале работы группы и при завершении. Основная работа была посвящена теме ресурса: что именно даёт мне ресурс, а что, наоборот, лишает сил. Родители составили большой список вариантов пополнения своих сил.

Участники отзываются об участии в группе:

 "Эти встречи для меня очень важны. Когда я одна, то кажется, что все неразрешимо. А когда я приходу сюда, то появляются силы и возможности".

"За год у меня стала больше осознанности. А осознанность даёт мне ресурс".

"У меня изменилось миропонимание. Раньше я нервничала и сердилась, а теперь понимаю, что просто моему ребенку надо больше времени и поддерживаю его"

На последней в этом сезоне занятии группы Семейной Мягкой Школы приняло участие 15 человек , из них 9 детей

 На занятиях в мае было еще больше игр. И родители, и дети на занятии выбирали по одной игре, так что получилось очень насыщенно. При этом детям было поручено объяснять ту игру, в которую он хочет поиграть. А это значит, что надо было набраться смелости сказать вслух всем, уложить мысли в слова – получилась хорошая практика уверенности. Телесная сонастройка внутри группы дала более расслабленный эмоциональный фон и появилось больше шуток и больше смеха в группе. Счастливые люди - это один из результатов занятий по методике Семейная Мягкая Школа.

 Участники отзываются о занятиях:

 "Мягкая Школа - необычное место, где можно провести время со своим ребенком с пользой." "Я тут сама прекрасно играю, мне самой интересно" "Здесь хоть мозги отдыхают, прыгаю скачу вместе с детьми, ни о чем не думаю" "Много полезной информации, мне как родителю. Еще буду обдумывать"

 О других групповых занятиях:

  • На второй группе «Группа для девочек подростков» было 7 детей
  • На группе «Профилактика выгорания» было 6 взрослых
  • На группе «Телесная осознанность. Тело как опора» было 4 взрослых
  • На терапевтической группе было 8 взрослых