Центр поддержки приемных семей в Екатеринбурге: отчет за февраль 2021

Центр поддержки приемных семей в Екатеринбурге: отчет за февраль 2021
10.03.2021

В феврале 2021 года в Центре поддержки приемных семей "Найди семью" г. Екатеринбурга получили помощь 48 семей, в которых воспитываются 99 приемных детей, на длительном сопровождении находились 43 семьи, воспитывающие 95 детей (15 семей – кандидаты в приемные родители).

Специалистами Центра были проведено 32 индивидуальных консультаций:

  • специалиста по социальной работе - 5
  • детского психолога - 9
  • взрослого психолога – 18.

В групповых занятиях для семей приняли участие 76 человек.

В феврале прошли два занятия группы для девочек-подростков "Взросление: о сложном просто и честно" (8 участниц).

 Тема занятия: "Школа". Участницы встречи обсудили, что их больше всего раздражает и отталкивает в школе, что дается труднее всего и что радует. Девочки эмоционально делились раздражением и с сожалением говорили о трудностях: нелегко даются некоторые предметы, огорчает пренебрежительное отношение со стороны педагогов и конфликты с одноклассниками. Радости найти было сложнее, но удалось и это. Радостно общаться с друзьями, получать поддержку педагогов, с которыми сложились доверительные отношения, а кому-то радостно и просто побыть вне дома, когда случаются конфликты с родителями. Важно было выработать пути решения затруднений в школе. Девочки узнали о праве сказать "стоп", если взрослые повышают голос или позволяют себе грубость. Разработали правила поведения в конфликтной ситуации: сохранять спокойствие, вести себя по-взрослому, соблюдать свои и чужие границы, обратиться за помощью к родителям, если не удается справиться самостоятельно.

 Участницы так отзываются о занятиях:

"Круто, что хотя бы где-то можно нормально поговорить о том, что реально бесит в школе. Там не всё идеально, но это не значит, что я не хочу учиться. Просто хочется слышать слова поддержки, а не упреки, если мне что-то не нравится в школе".

 Группа поддержки приемных родителей (5 человек) продолжила в феврале регулярную работу.

 Группа поддержки работает в формате разбора трудных случаев.

 Первый случай представила новая участница Галина. В ее семье двое кровных детей от первого брака, приемная дочь (племянница), кровный сын в настоящем браке. Члены семьи требуют от Гали отказаться от приемной дочери, поскольку она испортила отношения со всеми членами семьи. Сама Галина не готова к отказу, но боится разрушить семью. Она просила советов: как сохранить отношения в семье, не отказываясь от ребенка? Участники поделились гипотезами о возможных причинах проблемного поведения девочки, дали рекомендации о том, что можно предпринять, чтобы наладить отношения в семье: принять для себя окончательное решение о готовности и дальше воспитывать приемную дочь, сообщить о своем решении членам семьи, взять "в сообщники" мужа, поговорить с каждым членом семьи по наедине о недовольствах и радостях. Галя сказала, что взяла на заметку некоторые идеи, а на следующий день поделилась, что уже предприняла первые шаги.

Второй случай представила Мария, многодетная приемная мама. У Марии две взрослых кровных дочери, два усыновленных подростка и приемные дочь и сын. Марию беспокоит, что ей трудно полностью принимать младшего сына, он всего полгода в семье. При этом она делает все, что от нее требуется, но иногда испытывает раздражение к ребенку, а потом винит себя за это, думает, что для него могла найтись мама получше. Мария очень нуждалась в поддержке и получила ее от участников. Они поделились тем, что невозможно и совсем не обязательно полюбить ребенка за полгода его жизни в семье. Рассказали о собственном раздражении, которое порой возникает даже к кровным детям. Привели аргументы о том, почему ее семья стала для приемного сына наилучшим вариантом из возможных. Марии важно было услышать добрые слова, она сказала, что это помогло ей выдохнуть и перестать чувствовать себя виноватой и обесценивать то, что она делает для ребенка.

Отзывы участников:

"Столько полезного услышала. Спасибо, что разобрали именно мою ситуацию. Очень помогает знать, что есть люди, которым уже удалось справиться. Что я не одна такая. И значит у меня тоже может получиться".

"Вот даже когда опаздываю на группу, все равно еду. Знаю, что обязательно услышу что-то полезное для себя, даже если история на мою совсем не похожа".

"Спасибо большое за слова поддержки! Мне так важно было услышать их от таких же приемных мам. Я боялась осуждения, но мне наоборот стало легче от тех слов, которые мне сказали".

 Февральская встреча группы "Родительские компетенции для приемных родителей" была посвящена историям приемных детей.  В группе приняли участие 8 человек.

Родители рисовали линию жизни ребенка, вспоминали сложные события, которые на ребенка повлияли и учились анализировать - чему ребенка научил полученный опыт, как это проявляется в настоящей жизни. Исходя из этого участники строили стратегию помощи своим детям.

Участники отзываются об участии в группе:

«Я прихожу сюда и мне становится легче от принятия и поддержки, которые я здесь ощущаю»

«Я поняла, что моя личная история сильно влияет на наши отношения с дочкой. Мне это очень важно, я теперь знаю, что могу изменить в своем поведении».

В феврале продолжались занятия группы в Семейной Мягкой Школе. В этом месяце занимались 26 участников, в том числе 14 детей.

 Родители в играх учились наблюдать за собой: какая первая реакция на ситуацию, с каким состоянием внутри начинаем игру, как сказать, чтобы вдохновить ребенка или взрослого партнера, вместо высказывания претензии. Добавились игры с подушками, которые помогли выявить агрессивные действия в детях и сразу, в зале, научиться на это реагировать. Учились придумывать усложнения к известным играм. На взрослой практике у родителей получилось через задания на расслабление и на устойчивость увидеть свои стратегии взаимодействия с людьми, принять свои особенности реакций и увидеть новые способы взаимодействий.

 Участники так отзываются о занятиях:

 "Я сегодня  убедилась в правильности выбора мягкой школы. Ранее, я не думала, что это для дочери полезно. Думала, что дочь справляется и мы с ней тоже. Сегодня мне показали меня со стороны. Занятно. Есть над чем мне работать. Но и то что меня выслушали, круто! В рамках школы получается терапия и правда мягче. Так как предлагается прочувствовать свои чувства через тело. Поставить себя во главу угла и наблюдать - результат приходит быстрее. И адекватная реакция на поведение ребёнка тоже. За что огромная благодарность. Папа хочет продолжать занятия и дальше. Это даёт мне дополнительный ресурс. Это самое крутое для меня сейчас"

 В феврале в Центре завершилась программа для подростков на развитие эмоционального интеллекта «Эмоциональный интеллект: понимаю себя и других». В ней приняли участие 6 человек.

 Всего программу «Эмоциональный интеллект» прошли 8 ребят. Встречи были посвящены понимаю своих эмоциональных переживаний, умению говорить о них. Можно отметить, что некоторым ребятам было сложно делиться событиями своей жизни, сложно выделять для себя значимые события и эмоциональные переживания. Постепенно доверие участников выросло, им стало проще говорить, делиться важным, ребята стали включаться в общение друг с другом.

 Ребята так отзываются о группе:

«Было интересно, весело. Важно было общение друг с другом, тк в жизни его очень не хватает. Ценна возможность поделиться чувствами и событиями, этого не сделать в других местах. Общение с разными людьми было непростым, хотелось, чтобы другие были такими, как я хочу. Но это интересно, узнавать других людей. Нашел друга, с которым проводил время и вне группы. Научился контролировать свои эмоции дома и в школе. Учились формулировать высказывания о своих переживаниях»

Другие группы февраля:

- «Для девочек-подростков» - 4 участницы

- «Профилактика выгорания» - 6 родителей

- «Телесная осознанность. Тело как опора» - 7 взрослых

- Терапевтическая группа - 9 взрослых

- ШПР: на одном занятии было 8 человек, на втором - 7 (другой район).