Центр поддержки приемных семей в Екатеринбурге: отчет за февраль 2020
В феврале в Центре поддержки приемных семей "Найди семью" г. Екатеринбурга получили помощь 30 семей, в которых воспитывается 62 приемных ребенка.
На индивидуальном сопровождении находилось 12 семей, воспитывающих 32 ребенка.
Специалистами Центра были проведены 20 индивидуальных консультаций:
- социального работника - 2
- детского психолога - 14
- взрослых психологов – 4
В групповых занятиях приняли участие:
- в группах для родителей - 33 человека
- в группах для детей – 27 человек
В феврале в работе группы «Родительские компетенции для приемной семьи» приняли участие 13 человек, темой встречи была «Привязанность». Участники обсуждали понятие привязанности, выстраивали линию формирования привязанности в норме и ее роль в развитии ребенка. Именно на эту норму родители опираются, когда анализируют историю жизни своего приемного ребенка. Это помогает понять, что именно было нарушено и что требует восстановления. Участники познакомились с двумя профессиональными инструментами анализа состояния ребенка: Линия жизни и Мозаика развития.
Кроме того, родители анализировали свой детский травматичный опыт и проявление его в их родительстве. Участники говорили, что для них стало открытием такое сильное влияние их детского опыта на воспитание их детей. Одна из участниц отметила, что понимание причин поведения ребёнка помогает ей оставаться спокойной и не раздражаться.
На занятиях «Семейной мягкой школы» в феврале присутствовало 13 семей. Мы продолжили изучать принципы Семейной мягкой школы через игры в зале. Участники разбирали, где, в какой ситуации в жизни, за пределами зала могут пригодиться такие игры, какие слова можно подобрать в качестве поощрения, кроме слова «молодец», чтоб это звучало искренне и по делу. Во время игр с шариками «Жадина» и «Подарочки» понаблюдали за стратегиями взаимодействия в ситуации, когда «забирают твое» и в ситуации, когда «надо отдать все свое». Падения и кувырки отрабатывали через игры с подушками.
В этот раз родители отметили еще более активную включенность детей в занятия, мало кто в зале играл в свои игры, и то, что дети за пределами зала стали с первого раза реагировать на какую-либо просьбу.
В группе для пар «Мы – родители» в январе приняли участие 8 человек.
Тема встречи – «Конфликты в отношениях». Участники обсудили, какие темы обычно вызывают ссоры, каковы причины, стоящие за этим, например, страх быть брошенным или быть плохим в глазах другого. В большом упражнении каждый прописал свое видение того, как разгорается конфликт, как он проходит и как завершают. Посмотрели в парах и обсудили, что можно на каждом этапе предпринять, чтобы снизить накал. Участники делились, тем что несмотря на ссоры они научились выдерживать эти состояния и не разрушать отношения, также отмечали ценность времени, которое они проводят на самой группе. Это порой единственная возможность поговорить друг о друге.
В группе для подростков «Играю, узнаю, научусь» в феврале приняло участие 8 детей.
Занятия в группе проходят в игровой форме. В этом месяце играли в "Пески". Это игра о кочующих группах людей в мире после экологической катастрофы, о поиске нового дома среди пустыни. Ребята учились играть выбранного персонажа, не забывать о его задачах (не просто найти новое место для жизни, а то место, которое нравится персонажу, а не игроку). Тренировали аргументацию - структура игры требовала останавливаться и договариваться, вспоминать о целях и аргументировать, почему надо выбрать то или иное направление на карте. Ребята учились договариваться и находить компромисс.
После занятий участники группы говорили: «Очень тяжело было выбирать дом и уговаривать всех пойти в горы, потому что я на самом деле хотела бы в таком случае быть в городе", "Я даже думала соврать на разведке, но решила, что это не надо делать".
На следующей встрече ребята играли в "Предназначение выбирать". Это игра о мире, где люди в день своего совершеннолетия проходят испытания и делятся на касты, определяющие их дальнейшую жизнь - где жить, с кем жить, в какой сфере работать. В ходе игры дети закрепляли полученный на прошлой игре опыт аргументации, определялись со своими ценностями в жизни, получили и отрефлексировали опыт выбора без выбора - когда им пришлось сначала пройти испытания и разойтись по желанным кастам, а в середине игры их снова объединили в одну общую. Это была игра на определение своих ценностей и приоритетов, на понимание права на выбор дома/профессии/образования и последствиях решений.
"Мне не нравится, когда выбирают за меня", "Я очень рада, что могу пойти учиться куда угодно", "Я хочу стать ветеринаром, я это сейчас поняла", "Я хочу сам принимать решения в жизни", - говорят ребята после игры.