Центр поддержки приемных семей в Екатеринбурге: отчет за декабрь 2020

Центр поддержки приемных семей в Екатеринбурге: отчет за декабрь 2020
19.01.2021

В декабре 2020 года в Центре поддержки приемных семей "Найди семью" г. Екатеринбурга получила помощь 51 семья, в которой воспитывается 105 детей, на индивидуальном сопровождении находилась 41 семья, воспитывающая 91 ребенка.

Специалистами Центра были проведены 30 консультаций, из них

  • детского психолога - 15,
  • взрослого психолога - 7,
  • специалиста по социальной работе - 8.

В декабре прошли два занятия группы для девочек-подростков "Взросление: о сложном просто и честно". В группах приняли участие 6 участниц.

 Тема декабрьских занятий: "Отношения с родителями". Совместно с ведущей участницы работали над таблицей, в которой прописывали четыре стороны в отношениях между детьми и родителями: что ждут друг от друга родители и дети, чего хотят друг для друга, из-за чего огорчаются, чему радуются и что ценят.

Детям с опытом сиротства, чувства которых долгое время вообще не принимались во внимание взрослыми, особенно важно посмотреть на отношения в семье ещё и со стороны взрослых, чтобы задуматься о собственных чувствах и о чувствах приемных родителей. Участницы отметили, что больше всего пунктов с обеих сторон оказалось в столбце "что огорчает". Было принято решение определить подходы, которые могли бы помочь в налаживании отношений с родителями. Всем подошёл "план" из трёх пунктов:

  1. Договориться ("давайте я приберусь в гостиной и пойду гулять")
  2. Сделать то, что от тебя требуется
  3. Получить то, что хочется

 Участницы отзываются о занятиях: "Хочется, чтобы в отношениях было больше вещей, которые радуют, чем которые огорчают. Вот мы взрослеем и всё равно хорошего больше. Чему-то мы здесь учимся, да и родители же тоже на занятия сюда ходят. Получается, появляются улучшения".

Группа поддержки приемных родителей продолжает свою регулярную работу.

В декабре в этой группе приняли участие 5 человек. 

 Группа поддержки работает в формате разбора трудных случаев, в декабре своей историей поделилась Ольга, приемная мама 11-летнего Сережи. Ольгу расстраивает, что ребёнок не соблюдает договоренности, не проявляет ответственности и признаёт только свои права.

 Сережа родился в семье, где оба родителя имели проблемы с алкоголем. Из-за этого малыш был помещён в дом ребёнка, а когда ему было 2 года, он попал в семью Ольги. Сейчас Сережа не выполняет взятые на себя обязательства: может не сделать то, что обещал, маме постоянно приходится контролировать мальчика. У Ольги постоянно возникает ощущение бессилия и тщетности собственных действий.

Участники группы говорили, что испытывают схожие чувства в затруднительных ситуациях с некоторыми своими детьми, и поделились предположениями, почему такое затруднение в принципе могло возникнуть в семье. Среди возможных причин было и отсутствие чётких правил в семье, и не работающая система наказаний, и потребность ребёнка и мамы в работе с психологом, и важность истории жизни мальчика. На основе гипотез участники сформулировали рекомендации: обратиться за помощью к психологу, развивать креативность в воспитательных мерах, установить понятные правила, снизить планку требований и ожиданий. Ольга с благодарностью приняла рекомендации и отметила, что часть из них обязательно попробует применять.

 "Для меня эта группа ценна не только возможностью высказаться и испытать облегчение, но и возможностью услышать опыт других мам, узнать, как поступают они в подобных ситуациях". "Многое из того, что мне сказали на прошлой группе, когда разбирали мой случай, мне помогло. Поэтому сегодня и я рада быть для кого-то полезной". "Ухожу с благодарностью. Хорошо, что есть наше сообщество. Хорошо знать, что я не одинока в своих проблемах и мне есть куда прийти за поддержкой", - говорят участники о группе.

 Четвертая, декабрьская, встреча группы "Родительские компетенции для приемных родителей" была посвящена теме родительских и детских страхов. В группе приняли участие 7 человек. Родители обсуждали, как проявляются страх и злость у них самих и у детей, а также искали способы помощи в проживании этих эмоций своим детям и себе.

 Участники отзываются об участии в группе:

«Я перестала злиться на сына, когда у него что-то не получается. Я теперь больше понимаю, что с ним происходит.»,

«Занятия для меня отдушина!»,

«Я сейчас могу выдержать истерику дочки долгое время. Так как я сама спокойно, я могу учить дочку успокаиваться. Например, я научила ее дышать, чтобы успокоиться.»

 В декабре продолжаются занятия группы в Семейной Мягкой Школе. В этом месяце участие приняло 17 участников, в том числе 7 детей

 Этот месяц отличался индивидуальной работой для родителей и детей. Так как группы были небольшие по количеству получилось более внимательно присмотреться и увидеть личные задачи. Для того, чтобы помочь родителям справиться с нежелательным поведением детей, на занятиях Семейной Мягкой Школы создаются ситуации, мягко провоцирующие реакции. Родители могут сразу скорректировать поведение, получить новый опыт реагирования. Получилось разобрать стратегии манипулятивного поведения детей с родителями и детей между друг другом.

 Участники отзываются о занятиях:

«Полезно что, то что находим, наблюдаем, обнаруживаем в зале, можно практиковать и дома».

 В декабре в Центре продолжается новая программа для подростков на развитие эмоционального интеллекта «Эмоциональный интеллект: понимаю себя и других». В ней приняли участие 6 подростков.

 Тема встречи: «Радость». На занятии дети играли в игру "Замороженный": одни ребята учились настраиваться на серьёзный лад, другие смешили. Затем участники создавали коллаж на тему "Моя радость" и делились полученными результатами. Рассказывали о своей радости- какая она, когда бывает, делали запись видео о радости. Обсудили, как мы выражаем эмоции: словами, жестами, поведением, а также как говорить о том , что трудно и неприятно, в чем трудность и чем может быть полезно.