Центр поддержки приемных семей в Екатеринбурге: отчет за декабрь 2019

Центр поддержки приемных семей в Екатеринбурге: отчет за декабрь 2019
05.01.2020

В декабре 2019 года в Центре поддержки приемных семей в Екатеринбурге получили помощь 33 семьи, в которых воспитывается 68 детей

Специалистами Центра были проведены 21 консультация, из них

  • Консультаций детского психолога 14;
  • Консультаций взрослых 2;
  • Консультаций специалиста по социальной работе 5.

В групповых занятиях приняли участие:

  • В группах для родителей 33 человека;
  • В группах для детей – 12 человек;
  • В детско-родительской группе - 22 человека.

В декабре в Центре поддержки приемных семей в Екатеринбурге прошла встреча регулярной группы "Родительские компетенции для приемных родителей", в группе приняли участие 14 человек.

На группе продолжалось обсуждение темы предыдущей встречи - эмоции и чувства. Участники обсуждали и исследовали эмоцию злости: какие она имеет градации и как может проявляться. Участники тренировались распознавать свою злость и раздражение как можно раньше, чтобы выражать ее, не нападая на ребенка. Также обсуждали способы реагирования взрослых на злость детей.

Участники отмечали важность темы встречи, поскольку злость — это та эмоция, которая чаще всего рушит отношения с детьми. Уже после встречи мамы рассказывали, как они смогли распознать свое раздражение на самом раннем этапе, сдержались и смогли поговорить с детьми на сложные темы спокойно.

 В декабрьской Группе поддержки для приемных родителей приняло участие 10 человек.

Группа поддержки не имеет предварительного плана работы, содержанием группы могут стать любые темы, которые актуальны для участников. На эту встречи пришли две новые мамы, для которых важен вопрос раскрытия тайны усыновления. Они уже знают, что сохранение тайны может быть очень вредно как для самого ребенка, так и для отношений в семье. Им нужна поддержка других родителей и специалистов, чтобы сделать раскрытие тайны безболезненным. Они рассказали о своих желаниях и опасениях в связи с этой темой, а участники группы, которые не хранят тайну, поделились тем, как происходил процесс раскрытия, с чем пришлось столкнуться, а также развеяли некоторые мифы и страхи.

Вот некоторые отзывы участников группы:

"Я восхищаюсь мастерством и профессионализмом родителей. Когда пришли сюда, мы что-то знали по Петрановской о привязанности. Видно, какой мы проделали путь, какое высокое стало качество рефлексии и рекомендаций".

"Эти группы - это из-за чего я качественно выживаю".

"Рада, что пришла. Внутри пустота и отсутствие напряжения. Впереди новые высоты. Без страха, но работы очень много".

"Спасибо, что вы есть. Я в шоке, что помощь такого качества можно получать бесплатно".

 В подростковой группе «Играю, узнаю, научусь» в декабре занималось 14 ребят.

Главными задачами занятия было научиться оценивать обстановку в стрессовой ситуации; отработать взаимодействие в микрогруппах с меняющимся составом, выйти за рамки установки "я играю только с теми, с кем дружу"; научиться смотреть на ситуацию не только из своей позиции, но и учитывать условия, в которых находятся другие люди вокруг; научиться приходить на помощь другому; освоить за одну игру несколько разных правил мини-игр, поучаствовать в разных процессах.

Для этого была организована игра "Космический корабль", где команда корабля терпит бедствие и чинит судно, дрейфующее в открытом космосе. В ходе занятия игроки разделились на три разных мини-команды разного профиля, с разными игровыми моделями и правилами игры. Механика игры такова, что в ходе сюжетных событий отдельным игрокам, а иногда и целым командам приходилось меняться местами и осваивать задачи другой части коллектива. Таким образом каждый участник попробовал разные виды деятельности и работал на достижение разных целей и задач. Такие занятия полезны этой группе: участники развивают аналитическое мышление и память, узнают друг друга ближе, ведь совместная работа помогает не просто познакомиться, а завязать дружеские и партнерские отношения. Разные игровые модели помогают участникам понять, какие виды деятельности им нравятся больше, а какие кажутся неприятными и сложными. Обязательная часть занятия - рефлексия. На завершающем круге мы обсудили кому какая мини-игра понравилась больше, было ли сложно постоянно переходить с точки на точку и менять игру, сложную тему претензий к другому человеку и то, как важно понимать, в каких условиях находится тот самый другой, на которого мы сердимся.

После занятия ребята делятся впечатлениями:

"Мне понравилось, что можно было поиграть во все игры, но учить много правил за такое короткое время тяжело".

"Самая интересная часть игры - когда надо делать что-то активное".

 В декабре прошла ставшая регулярной группа для пар «Мы- родители», в ней приняли участие 10 человек

Основной темой группы стали коммуникации в паре. В процессе работы участники исследовали свои привычные способы общаться с партнёром. Через упражнения участники увидели, как влияет стиль общения на их отношения, получили обратную связь от партнёра. Узнали, что партнеру нравится, а что нет, услышали и сказали о своих ожиданиях, делились своими чувствами по поводу поведения другого и интересовались, что на самом деле пытается донести другой. Участники удивлялись, когда их представления о партнёре не совпадали с тем, как на самом деле он проживает конфликтную ситуацию.

Также участники осознали, как их способы общения влияют и на их отношения с детьми, на уровень напряженности в семье. На этих группах родители учатся лучше понимать друг друга и своих детей в семье.

После занятия участники отмечают, что стало больше тактильного контакта в отношениях, что стали больше прислушиваться к друг другу и интересоваться своим состоянием и состоянием партнёра.

 В декабрьских занятиях Семейной мягкой школы приняло участие 22 человека.

В декабре родители вместе с детьми продолжили освоение методики, т.е. правила и принципы игр. Каждое занятие строилось в зависимости от состава участников, их настроения и их потребностей (одни хотят медленных и расслабляющих движений, другие наоборот).

Все вместе продолжили развивать чувствование собственного тела (при прикосновении к какой-либо части тела распознавать это), тренировали управление тонусом (одномоментно напрячь или расслабить все тело и удерживать состояние), в игре учились координировать правую и левую стороны тела, верха и низа тела, учились правильно падать и безопорно кувыркаться. В играх на взаимодействие родители и дети учатся правильному телесному общению и восстановлению нервной системы после нагрузок. В дальнейшем все эти задания приведут к коррекции поведения в социуме.

Каждое занятие завершается «Кругом успеха», которое помогает развивать наблюдательность за собой, умение озвучить свое состояние, отметить улучшения.