Центр поддержки приемных семей в Екатеринбурге: отчет за декабрь 2018

Центр поддержки приемных семей в Екатеринбурге: отчет за декабрь 2018
09.01.2019

20 человек приняло участие в программах Центра сопровождения приемных семей в декабре. 4 человека находились на индивидуальном сопровождении специалистом по социальной работе. 5 детей находятся на индивидуальном сопровождении психологом. 

В группе Адаптация участвовало 5 человек. Это была завершающая встреча перед новым годом. Большую часть времени участники делились теми изменениями, которые произошли в их отношениях с детьми за этот период. Вот отзыв одной из мам: "Я чувствую, что у сына начала развиваться нормальная привязанность. Он идёт ко мне за утешением, радуется мне, когда я забираю его из садика. Да, впереди ещё длинный путь и будут откаты, но мне теперь легче их переживать. Я чувствую себя на столько уверенной, что даже думаю о втором ребенке". Так же в ходе группы обсуждали сложные случаи, которые волнуют родителей сейчас. Работа была построена так, чтобы основную поддержку друг другу родители могли давать сами. Завершилась группа метафорическими подарками друг другу и пожеланиями на новый год. 

В группе Профилактика выгорания для приемных родителей приняло участие 11 человек. Занятие было посвящено балансировке височно-нижнечелюстного сустава как антистрессовой методике. Эмоциональный стресс, который годами накапливается, приводит височно-нижнечелюстной сустав в хроническое напряжение. Расслабляя и балансируя ВЧНС специальными упражнениями, участники помогают своему организму подключить парасимпатическую нервную систему и снять напряжение сустава и мышц. Целью занятия было научиться самостоятельно расслаблять и балансировать височно-нижнечелюстной сустав, следуя определенной последовательности упражнений. 

Специалист по социальной работе Центра в течение месяца регулярно консультировал несколько семей. В семьях, где воспитываются 1-2 приемных ребенка, решаются разные проблемы, в том числе со школьными уроками детей, с принятием родителей своей роли приемных родителей, с побегами приемного подростка из семьи и пр. Один из самых сложных случаев, которые в настоящий момент находятся в работе Центра, - это передача приемного ребенка из одной семьи в другую. Первая приемная семья долго пыталась справиться с проблемным поведением приемного сына, но в итоге все же приняли решение об отказе. Родители согласились воспитывать мальчика до тех пор, пока ему не подберут подходящую  семью, готовую к воспитанию ребенка с такими особенностями (серьезная агрессия) и где у мамы с папой будет больше ресурса для такого сына. В настоящий момент семья найдена, все документы будут готовы в ближайшее время, и передача ребенка планируется на вторую половину января. Первая приемная семья выполняет все рекомендации психологов Центра, чтобы передача в другую семью прошла максимально безопасно для ребенка.

История семьи

Мама Галина, папа Владислав,  приемные дети: Коля, 8,5 лет (в семье с 9 месяцев) Лена, 3 года (в семье полгода).

По словам мамы, детей брали из «эгоистичного» желания быть родителями. Старший усыновлён, знает об этом с малых лет; с младшей готовятся документы на усыновление. Мама акцентирует внимание на том, что отказ от детей семья ни в коем случае не рассматривает. Причина обращения - трудности с сыном. С дочкой проблем нет. Коля родился на 33 неделе, кровная мама отказалась сразу. В 9 месяцев он попал в приемную семью. Маму привлекло их внешнее сходство, ей показалось, что, если бы она рожала сама, то как раз такого бы и родила. В доме ребенка сказали, что семья стала первой, кому показали мальчика. Первые два-три месяца мама не ощущала особых изменений, а просто заботилась о мальчике, прислушивалась к себе. А потом ее накрыла нежность, "я люблю тебя до слез". Мама до сих пор не может без слез говорить о том, что первые девять месяцев жизни ее сын провел в одиночестве. В 2,5 года у мальчика начался кризис трех лет. Тогда-то и раскрылся его упрямый характер. Приемная мама характеризует Колю следующим образом: очень сильный характер; знает, чего хочет, и делает только то, что хочет; его невозможно заставить, можно только заинтересовать или обхитрить; человек-трамвай; очень активный и неусидчивый, любит шум, активность, не любит монотонность.

Особенности ребенка обострились к школе. Коля из тех, про кого говорят "ТАКОГО ученика в моей многолетней практике еще не было". В школе мальчик не любит сидеть на месте, бегает на переменах, за что получает замечания в дневник. Уроки делает неохотно, мама тратит по несколько часов просто на то, чтобы заставить его заниматься. Как в школе, так и дома, ребенок легко "срывается", начинает кричать, говорить "ужасные вещи": "фу, опять этот тупой урок начинается!", когда учитель объявляет, что сейчас будет математика, или "ненавижу вас! чтоб я сдох!", когда мама напоминает, что развлечения будут после того, как уроки будут сделаны. Коля учится во втором классе. Учитель знает, что ребенок приемный и родился недоношенным. Ребенка не унижает, вместе с мамой ищут подход. Трудности в школе:

- проблемы с письмом - не видит составные элементы букв;

- говорит "ужасные вещи" учителю и детям, не проявляет должного уважения к старшим.

При этом мама готова нанять репетитора, просит рекомендаций в этом.

Трудности дома:

- сильная ревность к сестре, однажды даже сказал, что убьет ее, проявление к ней завышенных требований, не по возрасту (на мой взгляд, по аналогии с завышенными требованиями к мальчику со стороны родителей);

- тоже говорит "ужасные вещи": "ненавижу вас!", "лучше бы я был в детдоме!", "ты худшая мама!";

- неумение контролировать эмоции: когда злится, хлопает дверью, кричит; маму отдельно тревожит, что младший ребенок это видит (мама отмечает, что в этом он похож на нее, она тоже вспыльчивая; "в нем будто проявляются худшие мои черты");

- "придумывает сценарии и сам на них обижается": "вы все равно не разрешите" и т.п.

- маму также беспокоит отсутствие у мальчика эмпатии.

Мама хочет быть с сыном лучшими друзьями. Пока ей удается сохранить доверие Коли: он делится с ней и радостями, и страхами. Маму беспокоит давление со стороны общества: люди охотно винят ее и дают советы по воспитанию.

Папа, со слов мамы, очень спокойный. Но даже его Коля порой может "довести".

У приёмной мамы страх не справиться, периодически "жуть накатывает", возникает ощущение бессилия. При этом она готова выполнять рекомендации, запрашивает конкретные советы, руководства к действию.

По результатам вводной встречи приемной маме рекомендовано посещение группы по развитию родительских компетенций, а также группы, посвящённой адаптации ребёнка в приёмной семье. Посетив группы, приемная мама отметила улучшение собственного эмоционального состояния, а также появившуюся веру в свои силы. Помимо этого, на одной из встреч она познакомилась с приемной мамой, которая открыла частную школу. Мама попробовала сводить туда сына - ему понравилось. В январе Василина сможет получить индивидуальную консультацию психолога, а по мере освобождения мест её сына сможет проконсультировать детский психолог.