Яндекс.Метрика

Центр поддержки приемных семей в Екатеринбурге: отчет за апрель 2021

Центр поддержки приемных семей в Екатеринбурге: отчет за апрель 2021
12.05.2021

В апреле 2021 года в Центре поддержки приемных семей "Найди семью" г. Екатеринбурга получили помощь 50 семей, в которых воспитывается 120 приемных детей, на сопровождении находились 47 семей, воспитывающие 114 детей.

Специалистами Центра были проведено 37 индивидуальных консультаций:

  • специалиста по социальной работе - 7
  • детского психолога - 8
  • взрослого психолога – 22.

 Групповые занятия:

Группа для девочек-подростков "Взросление: о сложном просто и честно", 8 участниц, 2 занятия.

 Тема занятия "Сексуальные отношения". В начале занятия участницы отвечали на вопрос ведущей "Что ты думаешь о сексе?". Любые ответы были важны, потому что помогали увидеть, какие стереотипы есть у участниц.

В ходе опроса выяснилось, что 5 девочек из 8 либо подвергались сексуальному насилию, либо были его свидетелями. Чтобы работать с темой дальше, важно было дать каждой из участниц поделиться тем, что они считают важным. "Папа пришел пьяный, я спряталась под кроватью, а он начал бить маму и заставлять ее заниматься с ним сексом". "Мой дядя просил поиграть с ним в секс, обещал, что это будет наш секрет, я соглашалась, потому что очень любила его и не знала, что это неправильно. Рассказать никому я не могла, мне все равно бы никто не поверил". "Мой кровный отец насиловал меня, когда я была совсем маленькой. Я знаю, что недавно он вышел из тюрьмы, и когда я вижу в новостях, что кого-то изнасиловали, я уверена, что это сделал он".

Девочки услышали слова поддержки от других участниц и важный комментарий ведущей: "Очень жаль, что это случилось с тобой. Такие вещи не должны происходить ни с кем, тем более с детьми. В насилии всегда виноват тот, кто его совершает, жертва не может быть виновной".

На этом занятии было много слез, много сочувствия. Впервые девочки не находили времени на шутки между собой - так горько было осознавать, что те, с кем ты дружен, переживали такой тяжелый опыт. В заключение занятия ведущая предложила обсудить, насколько важна может быть помощь психолога тем, кто был свидетелем насилия или испытывал его на себе. И напомнила девочкам о том, что каждая из них может сказать родителям "я хотела бы поговорить с психологом" и получить помощь в Ассоциации замещающих семей.

Участницы отзываются о занятиях:

 "Мне было очень важно рассказать о том, что со мной случилось. Я не говорила об этом никому восемь лет. И сейчас задумываюсь о том, чтобы попросить помощи психолога. Я знаю, что я не виновата, но мне все равно очень плохо, когда я думаю о том, что произошло". "Когда спрашивали, что я думаю о сексе, я поняла, что считаю это чем-то ужасным. То, что должна делать девушка или жена. Потом мы говорили с вами, оказывается, люди могут получать удовольствие от секса, а не только заниматься ими, чтобы завести ребенка. Я поняла, что много зависит от доверия к партнеру, от того, как девушка чувствует свои границы". "Пока мне вообще кажется, что тема секса меня никогда не коснется. Мне сначала было очень стыдно говорить о том, что случилось, но потом все так меня поддержали. Я понимаю, что я не виновата. И мне легче, когда другие об этом говорят".

 Группа поддержки приемных родителей, 10 человек.

Группа проходит в формате разбора трудных случаев, о которых рассказывают участники встречи.

Дарья вместе с мужем воспитывает троих приемных дочерей, 11, 10 и 8 лет. Младшая девочка всегда отличалась умением добиваться желаемого. И сейчас она ворует. Иногда мелкие вещи в школе или на кружках, но случается, что и деньги дома. Дарья очень боится, что воровство начнет приобретать все более крупные масштабы, что однажды дело дойдет до полиции и реального наказания. Приемные родители поддержали Дарью, поделились личным опытом и своими переживаниями в подобных ситуациях, а также дали рекомендации: пройти обследование у психолога, создать зону успеха для дочери, работать на формирование привязанности и установление теплых отношений, заострять внимания на успехах дочери, проговорить понятные для детей правила поведения.

Зинаида рассказала, что ее 11-летний сын совершил проступок в спортивной секции и был отстранен от занятий до осени, о чем его одноклассники рассказали в школе. В результате началась травля мальчика, родители одноклассников и сами ребята подали коллективные заявления с просьбой отчислить ребенка. Зинаида с супругом делали все возможное, чтобы исправить ситуацию. Приемные родители посочувствовали маме и поделились своими идеями: позаботиться в первую очередь о себе, чтобы был ресурс поддерживать сына; попробовать представить для него эту ситуацию как историю преодоления; устроить тренинг на сплочение в классе, говорить о чувствах, как своих, так и сына.

Отзывы участников:

"Сегодняшняя работа помогла мне посмотреть на ситуацию с другой стороны. Особенно меня заинтересовала идея, что каждый ребенок должен быть успешен в своей области".

"Каждый раз, когда работают с моей заявкой, я ухожу с группы с планом действий, который тут же начинаю воплощать в жизнь".

Группа "Родительские компетенции для приемных родителей" , 4 человека.

В апреле прошла предпоследняя встреча группы "Родительские компетенции" и участники начали проводить итоги годовой совместной работы. Вспоминали, что было важно за этот год, что пробовали нового в контакте со своими детьми. Так же с помощью метафорических карт родители анализировали свои отношения с детьми. Отвечали на вопросы: как наши отношения выглядят сейчас? Что мы хотим в будущем? А самое главное: какие шаги мы готовы делать для улучшения этих отношений.

Отзывы участников:

 «Для меня группы - это очень ценное место. Я могу сюда прийти и просто быть и меня поймет. Вот сегодня мне было очень плохо, я пришла сюда и мне стало легче. Только здесь я могу рассказать нюансы истории м особенностей моего приемного ребенка. Я не чувствую себя одинокой».

Другие групповые занятия в апреле:

  • Семейная Мягкая Школа: 25 участников, в том числе 13 детей
  •  Вторая «Группа для девочек подростков»: 7 детей
  • «Профилактика выгорания»: было 5 взрослых
  • «Телесная осознанность. Тело как опора»: 6 взрослых
  • Терапевтическая группа: 8 взрослых